Вступление
Весьма необычная и перспективная
Сразу же отметим, что несмотря на некоторую сложность и не самый низкий порог вхождения, Crowfall увлекает: как раз здешние сложные системы и делают противостояние с другими игроками более интересным — стратегическое планирование всегда будет индивидуальным у каждого пользователя, а потому у всех будет свой собственный подход к игре.
Основные особенности геймплея
В целом Crowfall кое-где любителям жанра покажется вполне классическим его (жанра) представителем: у нас здесь имеется двенадцать рас и одиннадцать классов (количество может изменяться с выходом обновлений — игра активно поддерживается и развивается разработчиками), развитая система крафта, боевая нон-таргет система, нормальный гильдийский (пока его нет, но будет добавлен на альфе) и дуэльный контент, разнообразное PvE, а также богатый лор. Однако и принципиально новых, свежих идей здесь много, что и обеспечивает проекту незаурядную оригинальность.
ММО, в которой можно выиграть
Прежде всего Crowfall можно назвать едва ли не уникальным примером в этом жанре, в котором можно выиграть, то есть у игрока есть отчетливая цель, что подогревает интерес. Также игру выгодно выделяет колоссальная глубина проработки всего и вся — здесь все тесно переплетается и взаимосвязано. А еще игроков порадует цикличность этого мира, которая не просто декорация, а напрямую связана с игровыми механиками — здесь постоянно возникают и погибают миры, проживающие полный цикл от рождения до смерти, каждый следующий цикл усложняет условия мира— ресурсов становится все меньше, монстры усиливаются, а Скверны все больше.
Играй за Вечного ворона и вселяйся в оболочки!
Играть же предстоит за Вечного ворона, бесконечно вселяющегося в различные оболочки героев в разных мирах. Волноваться по поводу утраты умений при смене оболочек не стоит: ворон обладает и рядом навыков, которые сохраняются при нем, в какой бы оболочке он ни находился. В какой-то момент оболочки героев добираются к своему пределу и их нужно заменять, как и любой предмет в мире — здесь в силу вступают крафтеры. Так, в игре создается практически все, что душе угодно: от мелкого крафта, например, кольца, до земли в королевстве, однако скрафтить два одинаковых предмета невозможно.
В целом, учитывая глубину проработки игровой механики, детально весь геймплей не разобрать даже за несколько дней, так что мы ограничимся разбором того, как максимально быстро влиться в Crowfall и начать побеждать в ней.
Персонаж и его прокачка
Кто ты по сути — воин, ремесленник или исследователь?
Вполне себе традиционно игрок начинает свой путь с того, что выбирает себе героя, однако не совсем обыденно все реализовано: вместо привычного для жанра выбора расы и класса у нас появляется астральный ворон и ветки его развития. Ворон является олицетворяет собой аккаунт игрока и имеет набор умений, прокачивающихся даже в офлайне. Они разделяются на три дерева: бой, ремесло и исследование. Что за навыки боя и ремесла — нетрудно догадаться по названию древа, а вот исследование заключается в том, что нам необходимо добывать ресурсы, за которые и ведется бесконечная борьба в этой вселенной.
Выбирай себе обличья из 11 классов и 12 рас
Выбрав ветки развития для Ворона, вы выбираете астральную сущность, однако он все еще нуждается в оболочке, в которую можно было бы вселяться — на этом этапе в Crowfall как раз и появляются привычные для жанра расы и классы, что определенным образом сказывается на характеристиках: добавляются расовые и классовые бонусы и дебафы: кто-то будет преуспевать в ремесле, кто-то отличается крутыми параметрами силы, а кто-то обладает дополнительным слотом под кольца. Класс же напрямую влияет на базовые характеристики, вроде силы и ловкости.
Все герои обладают своими талантами, последние могут усилить определенные способности. Простой пример: маг никогда не станет классическим танком, как его ни прокачивай, однако вы определенно можете усилить его стойкость к повреждениям, выучив талант, дающий возможность экипировать латные доспехи, что позволяет максимально увеличить выживаемость, но при этом понизить атаку. Но можно и не изощряться, попросту делая упор на и без того основные способности класса, делая героя в определенных аспектах невероятно крутым.
Дисциплины же представляют собой руны, открывающие доступ к пассивным и активным умениям, причем за счет них можно очень ощутимо изменять билд персонажа.
Как видите, очень много всего, что позволяет гибко настраивать персонажей под свои личные предпочтения, но даже после выбора всех этих параметров и прокачки до предельного уровня в определенный момент нужно будет начинать все заново, скрафтив или приобретя новую оболочку.
С учетом обилия рас, классов и подклассов получаем внушительный показатель вариативности — более ста двадцати вариантов развития героя, не говоря уже о наличии свыше шестидесяти дисциплин с умениям. А учитывая то, что оболочки крафтятся, и их параметры специально подбираются, вершина развития почти недостижима.
Ключевые особенности вселенной Crowfall
Завоевывай и грабь обреченные миры
Выше мы уже отмечали, что Crowfall — тот самый редчайший пример жанра MMORPG, в котором игрок имеет возможность выиграть и это действительно так: у всех здешних миров-кампаний имеется свой победитель, имя которого вписывается во вселенную, а ему самому достается почетный трофей для Вечного королевства. Миры-кампании имеют свойство систематически зарождаться и погибать — они фактически представляют собой классические данжи, длящиеся в течение месяцев (однако по задумке разработчиков миры-кампании могут быть и короче, например, несколько дней или недель).
Все они существенно отличаются друг от друга целым рядом аспектов — там не только разнится ландшафт, время жизни и тому подобные моменты, но и действует свой собственный свод правил, условий и даже условий для завоевания победы. То есть если где-то проходят эпичные баталии "все против всех", то где-то в другом месте могут, например, быть противоборства небольших отрядов или фракций богов. Разумеется, нашлось место и для масштабных сражений.
Три фракции на выбор: Порядок, Баланс или Хаос
Вам нужно сразу же ознакомиться с правилами деления на команды в мирах-кампаниях — могут быть как фракционные правила (битвы во имя богов Порядка, Баланса или Хаоса), так и правила командные (появятся в альфе, здесь друг с другом борются гильдии или даже отдельно взятые небольшие отряды игроков). Очень сильно влияет на геймплей и то, какие действуют ограничения на перенос предметов между Вечными королевствами и погибающими мирами.
Так, кое-где можно будет начать игру уже с основательно прокачанным героем и с хорошей экипировкой, а где-то правила это не позволяют и нужно будет заниматься добычей всего и вся с самого начала, не имея никакого доступа к имеющимся в вашем Вечном королевстве ресурсов.
Победителям — награды и вечная слава!
Однако в Crowfall есть одно правило, являющееся общим для всей вселенной — риски всегда позволяют получить награду побольше, чем больше риск — тем больше и потенциальное вознаграждение. Надо сказать, это далеко не косметический аспект, потому как он непосредственно влияет на целый ряд классических для жанра механик: у игроков есть мотивация раз за разом врываться в совершенно новые миры ради добычи ресурсов и других полезностей, чтобы потом иметь возможность ими распоряжаться уже в собственном Вечном королевстве.
Строй и развивай свое Вечное королевство!
Последнее, к слову, является фактически базой для игрока: здесь вы полноценный хозяин, это место находится в вашем полном подчинении и под вашим же контролем, причем только вы определяете, что здесь будет, ведь изначально в вашем распоряжении оказывается только пустой клочок земли, который вы можете в будущем настраивать по своему личному вкусу. В целом знакомые с жанром игроки увидят здесь много чего знакомого, однако масштаб действа в Crowfall на две головы выше: тут вам и хранилище, и торговая точка, и мастерская, и кланхол. Есть даже небольшая поляна с простыми ресурсами.
Хозяин Вечного королевства может даже настроить то, каким именно его королевство будет: приватным или публичным, можно задавать разрешение или запрет на битвы между их жителями. Есть возможность также проводить турниры, распределять земли вассалам или же самому примкнуть к более крупному союзу Вечных королевств. Не все это уже работает — полировка и доработка перечисленных механик по-прежнему ведется, игра постоянно обретает новые возможности и совершенствуется.
Боевая система: non-target, штраф за смерть и награды
Разумеется, столь эпичный размах всего действа никак не мог обойтись без глубоко проработанной боевой системы и она здесь наверняка поклонников жанра порадует. Когда речь идет о сражениях, игрок волен выбирать себе самые различные роли по своему усмотрению: может просто врываться на поля сражений для разноса оппонентов, не заморачиваясь за ресурсы и баланс сил фракций; может испытать себя в роли одиночного убийцы или мародера, занимаясь сбором лута с убитых противников или атакуя караваны с лутом; кому-то приглянется выступление в качестве рискового крафтера, который готов пожертвовать всем с целью раздобыть ценные ресурсы прямо из-под рейд-босса... И это даже не половина примеров. Здесь все зависит от самих игроков и их выбора.
Суть в том, что все это действо проходит в условиях открытого non-target PvP. Штраф за смерть, вознаграждение за убийство, хитрый нон-таргет, высокий микроконтроль, враги, которые просчитывают все наперед — и вот это вот все.
Особенности крафта
На крафт влияет буквально все
Глубина механик крафта в Crowfall вполне себе соответствует глубине проработки всего остального в игре — она колоссальна. На крафт оказывает влияние буквально все: используемые ингредиенты, их комбинирование, количество очков экспериментов, которые вы вложили, риски при проведении эксперимента, умения ворона, подходящие расы и классы оболочки, характеристики персонажа и так далее.
Добыча ресурсов — для смелых, хитрых и удачливых
В любом случае вам нужны расходные материалы (их необходимо добыть и приготовить), инструменты, оболочку также можно добыть и приготовить. Далее следует отыскать источник в гибнущих мирах, чтобы впоследствии добыть там ресурсы и переместить их в безопасное место. После требуется либо построить мастерскую, либо найти ее, изучить рецепты, разобраться в них (например, хотя бы ввиду нескольких видов руды — их можно по неопытности перепутать).
При крафте в Crowfall нужна еще и банальная удача, чтобы все прошло гладко, если она будет на вашей стороне — можно еще и поэкспериментировать, ведь чем лучше качество ресурсов и чем круче прокачан ваш аккаунт, тем больше очков экспериментов удастся заработать. А чем больше этих очков, тем больше и бонусов, что получат дополнительные параметры у основных характеристик. Присутствует даже своеобразная лотерея: игроки могут попробовать сделать ре-ролл эксперимента для достижения лучшего результата, однако для этого нужны дополнительные ингредиенты, причем чем круче предмет, тем больше.
Никакого масс-маркета, только уникальные вещи
Все вышеперечисленное позволит создать что-то незначительное, вроде пластины для брони, а вот для крафта полного ее комплекта процедуру придется повторять много-много раз, но оно того стоит, ведь любой результат вашей деятельности является уникальным — в Crowfall невозможно создать две одинаковые вещи.
Заключение
Главный рецепт успеха начинающего игрока в Crowfall — это желание освоиться с тонкостями и нюансами этой вселенной, коих очень много. Ну и, разумеется, практика и еще раз практика. Чем больше играете, тем больше вникаете во все и становитесь лучше как игрок. На самом деле нет принципиальной разницы, как именно вы прокачиваетесь, какой стиль игры избираете и так далее — здесь все отлично сбалансировано и продумано, а потому по-своему интересно играть в любом случае, какой бы путь вы ни выбрали. Тем более, что в настоящий момент игра продолжает совершенствоваться и развиваться — в ней постоянно появляются новые интересные детали, делающие ее все более разносторонней и увлекательной.
Еще больше информации о Crowfall можно узнать на