Обзор игры Wolfenstein: The Old Blood
Возвращаясь к истокам
Серия Wolfenstein имеет богатую историю, которая измеряется уже десятилетиями. Ее вполне можно назвать серьезным узнаваемым брендом в игровой индустрии, потому выход Wolfenstein: The Old Blood прогнозируемо ожидался очень многими. Ожидания и интерес к проекту подогревала оригинальная игра, вышедшая всего-то год назад - Wolfenstein: The New Order. Тогда возвращение легендарной серии произвело если не фурор, то уж радость среди геймеров уж точно. Проект, безусловно, удался, и многие тут же попросили добавки. Ответ разработчиков не заставил себя ждать: Wolfenstein: The Old Blood - это приквел к упомянутой выше игре 2014 года.
Сюжетная завязка
Wolfenstein: The Old Blood - это в техническом плане все та же игрушка, но с рядом изменений. То, что она стала приквелом для The New Order - мы уже упомянули. Так, действие разворачивается в 1946-м году в альтернативной истории, в которой Третьему Рейху удалось избежать фатальных ошибок из реальной истории, благодаря чему нацисты стремительно приближаются к победе во Второй мировой войне.
Разумеется, такое положение дел категорически не устраивает союзников, которые предпринимают последние попытки как-то переломить ход боевых действий в свою сторону, однако у врага внушительный запас прочности, да и техническое развитие ушло далеко вперед, в чем мы еще неоднократно убедимся в ходе прохождения. Мы вновь играем за Би Джея Бласковица, которого забросили вместе с напарником прямо в самое сердце Третьего Рейха, переодетых в форму СС.
Наша задача - проникнуть в замок Вульфенштайн, где наше начальство рассчитывает обнаружить и похитить папку с секретной информацией. В ней обозначено местонахождение генерала Черепа, а сама папка - в руках командующей замка Хельги фон Шнаббс. Хельга - тот еще фрукт, очень увлекается оккультными вещами, а потому проводит масштабные раскопки в находящейся неподалеку деревне. По ее информации, где-то здесь король Оттон Первый в свое время занимался изучением интересующей ее темы.
Проникнуть в замок все-таки удалось, однако легкая работа Бласковица в Wolfenstein: The Old Blood на этом очень скоро заканчивается: его едва не сгребли еще на проходной, но это оказалось лишь отсрочкой. Очень скоро незадачливого агента выкрыли, схватили и посадили в глубокий колодец в тюремном отсеке замка Вульфенштайн. Впрочем, и наш герой не лыком шитый: он все же нашел способ выбраться на поверхность из дна колодца, и тут как раз начинается все самое интересное.
Old-скульное веселье
"Новый порядок", вышедший в мае 2014 года, игроки и критики так полюбили не просто так: игра вернула то самое подзабытое уже чувство олдскульной механики экшена с видом от первого лица, предложила динамичный и разнообразный игровой процесс, у нее практически не было недостатков.
Все то же самое применимо и к Wolfenstein: The Old Blood. Игровая механика в целом не изменилась ни на йоту, используется тот же движок, чего и стоило ожидать. Впрочем, если бы авторы дважды выпустили одну и ту же игру, но в разной упаковке, игроки бы просто этого не поняли. Понимали это и сами разработчики, потому некоторые вещи в "Старой крови" ощутимо отличаются от оригинала.
Нам это дают понять с самого начала: после короткого вступления мы битый час-полтора будем обходиться без мало-мальски серьезного оружия. В качестве единственного средства защиты от огромных электрифицированных суперсолдат Рейха и свирепых псов, охраняющих тюремный отсек, нам послужит обломок трубы. Его наш бравый агент получит, пытаясь по той же трубе выкарабкаться из колодца, однако она под его весом обломилась, а обломки Бласковиц тут же забрал себе.
Обломки складываются в одну длинную планку на стыке или же на том же стыке разбираются на две планки покороче. Труба - ключевое изменение для игровой механики Wolfenstein: The Old Blood на фоне оригинала: это и способ тихого незаметного убийства, и средство, позволяющее карабкаться по не самым твердым местам в некоторых стенах. Обучат лазить нас сразу же, при побеге из колодца в тюрьме: труба разбирается на две секции, по одной в каждую руку. Вгоняем одну в стену, подтягиваемся к ней, вгоняем тут же другую, но повыше, снова подтягиваемся...
Эта механика не только сделала игровой процесс разнообразнее, но и сложнее и интереснее: иной раз не так просто понять, куда нужно дальше идти. Зашли в тупик, пути вперед больше нет. В таких случаях и нужно искать более-менее рыхлые стены, по которым можно вскарабкаться наверх. Также труба позволяет разбивать непрочные стыки в стенах в строго отведенных для этого местах. Такое вот примитивное, но полезное приспособление.
Которое, к тому же, как уже было сказано выше, в Wolfenstein: The Old Blood еще и выполняет роль неплохого оружия, пока ничего лучшего не подберете: наш агент лихо вгоняет трубу во вражеские шеи, тем самым очень быстро и ловко расправляясь с негодяями. Достается даже тем самым суперсолдатам под проводами: нужно лишь обесточить рубильником на время облаченных в тяжелую броню противников, после подойти и трубой отключить их от электрического снабжения.
Выручает труба и в других местах, например, где нужно придержать автоматически закрывающуюся сверху вниз дверь: в таких случаях мы ее фиксируем внизу дверного проема, разгоняемся и потом на скорости резко приседаем, чтобы проскользить в подкате на ту сторону двери, а нашу верную спутницу-трубу протагонист обязательно прихватит с собой на ходу - куда же теперь без нее, родимой? Ею ведь можно еще и люки взламывать, обычные двери, да и вражеские экзоскелеты тоже.
Сложности с AI
Есть у появления трубы в Wolfenstein: The Old Blood и побочные эффекты. Разработчики сочли, что средства для тихого убийства врагов сзади достаточно, чтобы навязывать нам стелсовую механику прохождения, однако на практике это оказывается вовсе не так. В игре нет никаких индикаторов скрытности, а логика обнаружения или необнаружения вас категорически непонятна: враги могут не заметить Бласковица даже в пяти метрах, а могут поднять панику, разглядев за углом метрах в тридцати.
К сожалению, чем руководствуются они - неясно, как и не ясно, что должен делать наш бравый герой, чтобы обнаружения избегать. Зато у подобных проблем с искусственным интеллектом есть и обратная сторона, наоборот делающая игровой процесс проще: враги вообще не обращают внимания на трупы своих соратников. Проходят мимо, как ни в чем не бывало. Особенно это выручает с учетом того, что, повторимся, стелсовая механика навязывается.
Довольно регулярно нас уведомляют, что в радиусе стольких-то метров от нас находится офицер, а то и не один. Поднимете панику - офицер тут же призывает подмогу. Подмога может ломиться до бесконечности долго, у вас куда скорее закончатся боеприпасы и здоровье, чем перебьете их всех. Вывод: в первую очередь нужно тихо избавиться от офицера (или офицеров), а после уже - хоть потоп.
Вот только на практике избавиться от офицеров в Wolfenstein: The Old Blood очень сложно из-за кривой механики стелса. Высшие вражеские чины обычно располагаются глубоко в тылу своей группы, как результат - нам нужно пробраться через всю эту группу, чтобы избавить себя от необходимости бороться еще и с подмогой. Опять же, никаких индикаторов обнаружения, это очень неудобно.
Тем не менее, можно сделать и проще: просто ломиться через скопление врагов в направлении офицеров (благо их местоположение подсвечивается точкой, указывающей направление, а также цифрой в метрах к цели), ставя во главу угла именно ликвидацию вражеского начальства, способного вызывать подмогу. Но такой вариант подойдет не всем: не все могут быстро понять направление движения (архитектура уровней бывает здесь сложной), как и не все могут разобраться за доли секунды, какой враг несет угрозу, а какого можно и просто оббежать. А на сложных уровнях сложности в Wolfenstein: The Old Blood вы можете и не добежать так даже, запас здоровья закончится.
Боевая система
В целом трудности с AI несколько портят игру, но и прорывы с тяжелыми боями к офицерам никто не отменял. Тем более, что из-за кривого стелса это чаще всего будет единственным реальным выходом из ситуации. Да и стрелять здесь - одно удовольствие. Попадания в головы нередко их вообще разносят в хлам, особенно из мощного оружия. Попадания в тело из дробовика делают в этом теле внушительные дыры.
Дробовиком же можно отстрелить врагу конечности, да и после тяжелых ран враги не стоят, как вкопанные, а падают и временно не могут сопротивляться. А еще можно стрелять из двух пушек одновременно, чтобы врагам мало не казалось. В общем, вполне интересная боевая система. Которая используется уж всяко чаще и куда интереснее, чем система стелсовая.
Нацисты в Wolfenstein: The Old Blood ломятся на вас со всех сторон, ближе к финалу - так и вовсе даже падают с неба, враги бывают совершенно разные, от обычных солдат до элитных, от тяжело бронированных до облаченных в экзоскелеты, от собак в броне и до зомби. Да-да, мы не опечатались: в концовке игры начинается форменный трэш в духе лучших традиций серии, где вообще творится "мясо", не особо уступающее даже Серьезному Сэму.
Не забыли авторы и о корнях: если в оригинале у протагониста был кошмар с его пиксельным прошлым, то теперь уровни из той самой Wolfenstein 3D разбросаны по многим локациям в потайных местах. Что интересно, сама механика (оружие, бег и другие движения) - из новой игры, а вот текстуры - из старой. Смотрится любопытно, однако надоедает быстро. Впрочем, этого никто вам и не навязывает, можно и не брать таких уровней вовсе.
Несмотря на олдскульный дух, в Wolfenstein: The Old Blood нашлось место и новым трендам. Среди таких - автоматически восстанавливающееся здоровье, однако и тут разработчики подошли с умом: оно восстанавливается не полностью, а только по секциям. Полностью аналогичная система была в Mass Effect 3: все здоровье протагониста делится на пять секций, поврежденные секции восстанавливаются, если не исчерпаны полностью.
Так и здесь - если вы получите ранений не более чем на 81% здоровья, оно тут же вернется назад, едва перестанете получать урон. Но вот ущерб от 80% и ниже уже не будет восполняться - тут выручат только аптечки. То же самое с 61% и 60%, с 41% и 40%, с 21% и 20%. Так что, получив урон, важно не лезть на рожон и поскорее спрятаться в укрытии, давая возможность здоровью восстановиться. Правда, дефицита аптечек особо в Wolfenstein: The Old Blood не наблюдается, их много, и разбросаны они повсюду.
То же самое касается и брони - из убитых врагов сыплются каски, бронежилеты... которые загадочным образом восполняют броню лишь частично. В итоге после сражения здесь норма бродить по помещениям и собирать трофеи - по одной каске, по одному автомату, чтобы собирать боеприпасы.
Чем ближе к концовке, тем более безумной игра становится. Врагов прет все больше, а их разнообразие и сложность - все больше. От зомби-нацистов до убер-овчарок, от тех самых суперсолдат в экзоскелетах до беспилотников...
К слову, о экзоскелетах и беспилотниках: отдельно авторов Wolfenstein: The Old Blood стоит похвалить за проработку самой вселенной в этой альтернативной истории. Везде чувствуется, что Рейх в своем развитии зашел очень далеко, одни только реактивные истребители чего стоят, или же боевые роботы. Да и экзоскелеты, упомянутые выше... Подобного добра здесь навалом. С фантазией у разработчиков проблем никаких нет. Игрок быстро погружается в игровую атмосферу, а оторваться - не так и просто! Получилось очень увлекательно и интересно.
Заключение
Wolfenstein: The Old Blood - это та самая добавка, которую так хотели игроки после пройденной The New Order. С одной стороны, все лучшее осталось, с другой - геймплей сделали более насыщенным и разнообразным. Да и длительность приятно удивила, игру уж точно не назовешь короткой. Кроме всего прочего, она отлично подойдет даже тем, кто вообще ни в одну часть Wolfenstein ранее не играл. Довольно быстро становится ясно, что тут и к чему. А статус приквела дает возможность новичкам после получить еще и "вторую часть", не отходя от кассы.
Очень жаль, что разработчики немного затянули с раскачкой геймплея в начале - все же больше часа бегать с трубой и без автомата в играх этого жанра приходится не всегда, да и не так это интересно, как старый добрый ураганный экшен. Кроме того, к минусам стоит отнести и факт, что авторы так ничего и не решили с проседающим в некоторых местах искусственным интеллектом.
Вот когда идет бой - враги ведут себя очень умно и реалистично: они прячутся в укрытиях, пытаются зайти с фланга, выкуривают нас из убежища гранатами... Но по какому принципу они нас вообще замечают или не замечают - не ясно, как и не ясно, чего они не обращают никакого внимания на павших в бою товарищей. Впрочем, это не портит Wolfenstein: The Old Blood. Игру можно смело рекомендовать всем любителям шутеров от первого лица - не разочарует, будьте уверены.