Обзор игры Total War Rome II
Вступление
Последнее десятилетие не баловало ценителей стратегий большим количеством очень качественных проектов в этом жанре. Шедевры начала 2000-х годов зачастую не находили достойной смены в сиквелах, а топовые новинки и вовсе можно перечислить на пальцах рук. Total War: Rome II - как глоток свежего воздуха для застоявшегося на месте жанра, который по-прежнему искренне ценят и любят многие игроки со всего мира. Разработчикам удалось сделать так, чтобы их детище погружало геймеров в историю древнего мира, его культуру, уникальную и неповторимую атмосферу.
Особенности Total War: Rome II
Вообще, хвалебные оды проекту, воспетые в первом абзаце, едва ли кого-то из ценителей стратегий удивят. Вся серия Total War по праву считается эталоном жанра, а первая часть Rome была, безусловно, одной из лучших игр в серии. На создание сиквела авторы бросили немало времени, средств и сил, но томительное ожидание поклонников оказалось более чем оправданным. Еще до поступления игры в продажу все прекрасно понимали, что игру основательно переработают, изменят все - от механики геймплея до масштаба всего происходящего.
Разработчики организовали кампанию так, что игроку волей-неволей придется внимательно наблюдать за всем, за чем только можно. Просто собрать группу бойцов-легионеров и занять их силами чужую территорию - это отнюдь не все, потому что удержать ее под своим контролем куда тяжелее, чем захватить. Для таких целей придется не гнушаться даже грубых, а то и вовсе жестоких методов - от уничтожения несогласных до профилактических репрессий, чтобы другим неповадно было. Обязательно укрепит ваше влияние и снос варварских хижин с последующей постройкой вместо них каменных домов, акведуков да улиц, вымощенных брусчаткой.
С населением в Total War: Rome II также желательно тщательно работать, прививая систему римских ценностей. Не говоря уже о том, что управлять захваченной местностью можно доверить лишь своим проверенным людям, а не абы кому. То есть глубина игры существенно выросла, теперь игрок волей-неволей будет вынужден изучить историю, учитывая самые разные ее аспекты, от политических до культурных и экономических. Игрок должен следить за настроениями населений - едва где-то просчитается и оставит народ недовольным, немедленно вспыхнут бунты и волнения.
Всем известная фраза "Хлеба и зрелищ народу" здесь актуальна, как и было тогда в реальной жизни. Чего-то будет не хватать - извольте наблюдать иллюстрации того, как тяжело жить порабощенным нами людям, как на них плохо влияет чужой язык и культура. Не обратите на это внимания - будьте готовы к масштабным восстаниям, замять которые будет уже куда сложнее, чем оставлять всех более-менее довольными.
На слежении за настроениями в массах все не закончится - как известно, кадры решают все, потому игроку нужно подбирать их особенно тщательно. Что у всяческих высоких военных чинов, что у агентов и тому подобных персонажей должны быть подходящие надежные спутники, политические должности в государстве также должны занимать именно ваши люди, а не кто-то со стороны - для этого придется приложить усилия, но оно того стоит.
Смотрите, чтобы города развивались и разрастались, ведите дипломатические переговоры, своевременно реагируйте на события, которые предугадать невозможно - например, землетрясения и прочие удары со стороны стихии. Разумеется, чем большая территория окажется под вашим контролем, тем тяжелее будет этот самый контроль сохранить - всяческих мелких деталей, которые придется учитывать, становится неимоверно много. В итоге игра превращается в целую головоломку - каждый свой шаг будет необходимо тщательно просчитать. Тем более, с таким-то масштабом карты и обилием всевозможных фракций.
Создатели Total War: Rome II решили сделать в своем детище ставку на историческую достоверность - абстрактные повстанцы канули в лету, а их сменили более чем реальные варвары и свободные города. Как результат - каждый ход может заканчиваться немалый отрезок времени, ведь игроку нужно дождаться действий очередного провинциального чиновника. Те могут, например, выпрашивать деньги, предлагать торговлю и так далее. Игра изобилует всяческой исторической информацией, да и сами события регулярно отсылают к реально происходившим в истории событиям - все сделано очень правдоподобно.
Правда, такой подход привел к появлению некоторых недостатков - проект лишился зрелищных сцен, созданных на игровом движке, пропали пылкие речи командиров перед сражениями и так далее. А еще игрок, толком еще ни в чем не разобравшись, в самом начале игры сталкиваются сразу со всеми проблемами государственного масштаба. Для тех, кто прошел обучение предварительно и/или знаком с другими играми серии, особых трудностей возникнуть не должно.
А вот простые новички рискуют забросить кампанию, так в ней и не разобравшись - неудачи часто выводят людей из себя, а без должной подготовки неудачи здесь очень вероятны. К слову, об обучении - оно ярко демонстрирует подход разработчиков к Total War: Rome II. Судите сами - на это отводится добрых 3 часа, вы где-то еще такое видели? Место действия обучающей кампании - целый Апеннинский полуостров, тогда еще терзаемый Самнитскими войнами.
Практически все нововведения оказались удачными, и это вы заметите очень скоро, едва взглянув на новую карту - мало того, что она огромная, так еще и детальность проработки будоражит воображение. Если раньше у нас были абстрактные города, обнесенные крепостями, то теперь - самые что ни есть серьезные поселения, в которых отчетливо видно как инфраструктуру, так и всевозможные постройки, храмы, театры... Да даже трущобы за крупными населенными пунктами имеются.
Еще из нововведений - вместо одного поселения провинции теперь включают сразу несколько поселков. Всеми городами можно управлять из одного и того же меню - очень удобно. Также теперь формирование армии прерогатива не городских властей, а непосредственно военного начальства, что также является большим шагом в сторону реализма. Бои в море также изменились, но это по-прежнему не сильнейшая черта игры, во многом благодаря тому, что суда отчаянно сбиваются в одну группу. Как вы понимаете, тактический арсенал с подобным подходом едва ли будет богатым.
Зато для переправы своей армии из большой суши на какой-то остров больше не надо набивать полностью весь личный состав в одно-единственное судно, рискуя разом потерять всех. Все солдаты отныне садятся на транспортные суда, которые и плывут отдельно, и постоять за себя в море также смогут при необходимости. Также флот - верный соратник пехоты, если будет нужно, можно высадить бойцов в строго отведенном месте, зачастую по морю получается быстрее, чем по земле.
Если стратегический режим в Total War: Rome II перетрясли основательно, то тактический изменений практически не претерпел. Главное, что стоит отметить - это появление возможности использовать рельеф местности себе во благо. Опять же, и реализма добавилось (спрятались за горой - вас никак не увидят с другой стороны), и играть стало интереснее, ведь противник заботливо обучен разработчиками делать то же самое. На интересность тактических баталий повлиял и увеличившийся масштаб общего действа, как же без этого.
AI противников существенно поумнел в сиквеле - оппоненты легко могут обмануть вас способами, которых от него никак не ждешь, во всяком случае, поначалу. Например, им ничего не стоит скрываться в холмистой местности, сохранять силы в резерве, заманивать вас в места, где отбиться будет тяжело и тактическое превосходство полностью на стороне соперника - это только пара примеров. В действительности говорить на эту тему можно много, тем более, враги не брезгуют порой даже вовсе бегать от вас по всей карте, не допуская столкновения.
На этом фоне бывают редкие, но меткие просчеты, последствия которых для оппонента обычно печальные, но в целом картина очень позитивная. Кроме других многочисленных достоинств Total War: Rome II нельзя не отметить еще отличную атмосферу, наличие пользовательских полностью настраиваемых сражений, а также исторических баталий. Мультиплеер в целом тоже хорош.
Заключение
Сиквел легендарной стратегии, безусловно, удался на славу. У него есть свои достоинства и недостатки, но первые на фоне вторых выглядят гораздо убедительнее. Слегка портит впечатление лишь прожорливость игры к системным ресурсам (а чего еще стоило ждать, с такой-то детализацией?), периодические глупые ошибки искусственного интеллекта и небольшие чисто технические недоработки. Но, погружаясь в эту уникальную атмосферу, видя поразительное внимание авторов к мелким деталям и испытывая огромное количество возможностей в этой игре, вы вряд ли останетесь к ней равнодушными. Если только вас можно считать ценителем стратегий. Таковым Total War: Rome II обязательна к ознакомлению.