Обзор игры The Long Dark
Вступление
Различные симуляторы выживания - довольно специфическая ниша в мире компьютерных игр: с одной стороны, они выглядят всегда довольно оригинально и зачастую весьма реалистичны, с другой - подавляющему большинству игроков такого рода проекты кажутся скучными на фоне динамических шутеров с кинематографичной графикой, вроде той же Call of Duty или Battlefield. Безусловно, эта ниша также нашла своих почитателей, и среди представителей ниши именно The Long Dark, похоже, суждено стать первым проектом, имеющим полноценный одиночный режим игры и сумевшим всерьез и надолго вызвать интерес у публики. Попробуем разобрать рецепт успеха игры далее в нашем обзоре.
Особенности The Long Dark
Завязка сюжетной линии особой оригинальностью не блещет: игроку отводится роль некого Уилла Маккензи, который повез бывшую жену на остров Медведя, вот только по пути случилась авария, а протагонист, оказавшись в совершенно дикой среде вдали от цивилизации, вынужден не только искать способ выжить, но и идти по следу бывшей супруги, дабы разобраться, что вообще стряслось.
На своем пути мы увидим и других людей, у которых найдутся для нас различные задания и поручения, тем самым за счет их выполнения можно повышать свою репутацию и получать новые умения, которые помогут в выживании в столь недружелюбной среде. Да и с ориентированием на местности вам могут помочь. При этом в распоряжении игрока полная свобода: вместо помощи другим людям, можно запросто обворовать их дома: репутацию вы этим испортите, зато можете ощутимо повысить запас жизненно важных ресурсов.
В целом концепция выживания в какой-то недружелюбной среде большой оригинальностью похвастать не может: в последние годы не так уж мало такого рода проектов выходило, вспомнить ту же Rust, например, либо же H1Z1, были и менее раскрученные, но довольно интересные варианты, типа Shadows of Kurgansk и тому подобные. Потому приоритетом для разработчиков, взявшихся попробовать себя в этом направлении, должно быть стремление как-то выделиться и сделать свою игру такой, чтобы не была безликим клоном уже вышедших проектов.
И, кажется, разработчикам из канадской студии Hinterland таки удалось найти ключ к успеху: после релиза первого эпизода из запланированных четырех The Long Dark игра прочно закрепила за собой репутацию лучшей в своем роде в кругах почитателей этого специфического жанра.
При всем этом, если знакомиться с игрой бегло, ничего совсем непривычного или нового вы здесь не увидите: довольно беззащитный главный герой, за которым нужен глаз да глаз (кругом холодно - можно замерзнуть, еды мало - можно умереть с голоду, он одинок - некуда обратиться за помощью). В качестве протагониста выступает Уильям Маккензи, пережившим крушение над бескрайним канадским лесом. Кругом - глушь и полное отсутствие цивилизации, а значит, бедолага вынужден употреблять в пищу буквально то, что лежит под ногами, либо же охотиться в первобытном стиле: собирать ягоды различные, пытаться чем-то прибить какого-то зайца или оленя (например, оглушить камнем), в то же время никак нельзя забывать и о хищниках - волков можно отпугнуть, например, факелом.
Весьма остро стоит вопрос и с согреванием главного героя, кругом ведь далеко не Майами, холодно и сыро, потому приходится греться у костра (на котором, к слову, можно еще и еду приготовить), шить из шкур убитых зверей себе более теплую одежду. Освоившись, можно уже даже ставить ловушки на зверей, сделать себе лук для охоты и так далее.
Все перечисленное сопровождается весьма брутальным и суровым реализмом: не спешите радоваться раздобытому мясу - вполне возможно, что оно станет причиной отравления. Упадете с высоты - рискуете получить травму, не говоря уже о нападках хищников, которые своими зубами и когтями могут вам крепко навредить.
А ведь даже без их усилий помереть в такой глуши - задача довольно легкая, учитывая количество факторов, действующих на виртуальный организм главного героя. Здесь даже сон после продолжительного голодания может закончиться печально - калории организм ведь расходует, даже когда спит. Можно уснуть и не проснуться.
Ничего вечного в мире The Long Dark также нет: любой факел рано или поздно выгорит и потухнет, запас спичек неумолимо иссякает, в общем, ресурсов всегда остро не хватает, потому нужно постоянно беспокоиться об их пополнении. Найти полезности можно много где - различные шкафчики, ящики, машины и так далее. А имеющаяся в комплекте ролевая система позволит еще и развиваться в каких-то отраслях, что в перспективе делает выживание более комфортным.
Так, можно научиться ремонту, разделке тушек, готовке еды, разжиганию костров. Не говоря уже о рыбалке, охоте с луком или даже ружьем, если его получится заполучить. Все перечисленное благополучно тренируется по мере использования тех или иных навыков. Чем больше, скажем, будете стрелять из лука, тем лучше в будущем сможете это делать.
Все перечисленное вы наверняка уже встречали и в других играх жанра, однако вот чем The Long Dark стоит особняком в их ряду, так это по части внимания разработчиков к деталям. Вот зашли вы в водоем или попали под ливень - одежда тут же промокает. Мокрая одежда сильно охлаждает организм и вы рискуете быстро замерзнуть и заболеть. По мере набора различных вещей в рюкзак, последний становится все массивнее, а значит, набирая много вещей, вы будете терять в скорости передвижения и быстрее уставать при беге.
Отдельно скажем про одежду: ее здесь довольно много, и вся она отличается не только внешне, но и по имеющимся характеристикам. Ключевые из них - удержание тепла и защита от ветра, что в условиях местного климата критически важно. Заставить организм меньше терять тепло тоже можно, для этого следует надевать на главного героя побольше слоев одежды, однако тем самым вы снижаете его подвижность - помните, что масса абсолютно каждой вещи, что с вами, учитывается и незамедлительно сказывается на персонаже.
Коснулся суровейший реализм в The Long Dark и смены времени суток: вся деятельность по обеспечению своего выживания приходится на день, в то время как ночью особо ничего не выйдет сделать - ни починить сломавшиеся вещи, ни соорудить новые. Интересно подошли разработчики к, казалось бы, элементарному розжигу костра: эта процедура в игре учитывает множество факторов, он не будет загораться при любых раскладах по вашему желанию. Например, в дождь или на сильном ветру если и выйдет его разжечь, то очень ненадолго. В то же время эксплуатация для этой цели какой-то легковоспламеняемой жидкости вероятность успешной реализации идеи существенно повысит.
Спать под открытым небом без какого-либо утепления чревато большими неприятностями, потому перед отбоем позаботьтесь о том, чтобы рядом был либо тот же костер для обогрева, либо спальник, сойдут и какие-то закрытые помещения, что позволит согреваться и постепенно восстанавливать пошатнувшееся здоровье.
Продолжая тему реализма, отметим, что даже уже готовые, казалось бы, вещи к употреблению требуют дополнительного ухода. Удалось раздобыть ружье? Не забывайте его чистить, в противном случае рискуете в самый неподходящий момент столкнуться с осечкой, и хорошо, если это вы будете охотиться в тот момент, а не какой-нибудь медведь на вас. Воду желательно кипятить или же обеззараживать. Нашли консерву - не спешите радоваться, что сейчас утолите голод, ее еще надо умудриться открыть. Нашли чью-то заброшенную машину - да, в ней может быть что-то полезное, но, например, багажник голыми руками вы никак не откроете, извольте поискать какую-то монтировку или лом.
При всей этой деятельности помните, что любое движение, любая ваша затея требуют расхода калорий, да и время начинает стремительно играть против вас, если вы уже успели проголодаться и начали замерзать. Потому решения придется принимать быстро, никаких задержек выживание в дикой природе вдали от цивилизации не стерпит. Что бы вы ни делали, старайтесь просчитывать наперед, как именно вы будете это делать.
К примеру, увидели зайца - это потенциальная еда, вот только ее сначала нужно поймать. На погоню уйдет немало калорий, которые пойманный заяц может даже и не "окупить", если гоняться будете слишком долго. Опять же, нашли какой-то предмет мебели, вам нужны дрова. Мебель можно порубить на части в качестве тех самых дров, но придется потратить все те же калории, да и время тоже. Время, за которое можно замерзнуть, усугубить голод и так далее. Приходится буквально как в шахматах продумывать и просчитывать каждый свой ход наперед.
При всем, что было перечислено выше, разработчики рекомендуют не воспринимать The Long Dark в качестве виртуальной инструкции по выживанию: хоть игра радует реализмом, однако многие вещи в ней все же выдуманы, и начинать тут стоит даже с самой завязки игры - геомагнитной бури, которых в природе не существует. Поведение животных тоже иногда удивляет - те же волки стараются избегать стычек с человеком, а тут они охотно прут на вас, едва увидев.
Но вот реализм в общих чертах и основательная проработка деталей сделали этот проект крайне правдоподобным, да и фантастической нечисти, вроде различных зомби и прочих монстров, вы здесь не увидите. Игра в короткие сроки успела стать по-настоящему успешной: пробыв в программе раннего доступа Steam порядка года, она триумфально добралась до своего релиза, и это при том, что используется эпизодичная модель распространения, то есть сейчас, на момент написания обзора, был готов целиком лишь один эпизод, а планируется еще аж три.
Заключение
The Long Dark оказалась очень крепко сбитой, добротной и качественной игрой, однако особо удивления это не вызывает, если начать разбираться, кто ее делал. Среди разработчиков выходцы из таких студий, как Relic и Ubisoft Montreal, есть сотрудники, которые приложили свою руку к Neverwinter Nights, Company of Heroes, Far Cry 3, Mass Effect и другим значимым проектам.
Потому игра радует практически по всем параметрам, начиная самой идеей и ее реализацией, и заканчивая чисто техническими моментами: картинка современная, качественная и приятная, все хорошо озвучено и проработано, управление по умолчанию даже комфортное. Все, перечисленное выше, делает The Long Dark если не однозначно лучшей в своем жанре по выживанию, то одной из лучших представителей этого жанра - точно. Игра будет и дальше развиваться, так что появится новый контент, будут убраны мелкие недоработки (коих и так мало), расширены возможности. В общем, очень перспективный и интересный проект.