Обзор игры The Last of Us Part II
Долгих семь лет ждала целая армия фанатов продолжения культовой The Last of Us. То, что сиквел будет - не вызывало ни у кого сомнения, ведь оригинал не просто так обрел свою ауру легендарной игры, одной из лучших в истории - и это ничуть не преувеличение. Время шло, вторая часть таки была анонсирована под всеобщую радость. Усилился оптимизм публики и с первыми демонстрациями геймплея: динамика увеличилась, появился ряд новых механик, делающих все куда более разнообразным, враги ведут себя реалистично, умно и правдоподобно.
И вот долгожданный релиз The Last of Us Part 2 настал. И... довольно неожиданно игру встретили неоднозначно. Буквально с первого же дня все причастные разделились на два лагеря: одни игру боготворят, другие - просто ненавидят. Такого количества претензий от игрового сообщества едва ли кто-то ожидал, в то время как критикам почти всем сиквел приглянулся. Так кто из них прав? Давайте разбираться.
Первая часть в свое время установила принципиально новый уровень повествования во всей игровой индустрии: такому накалу страстей и драматизму событий позавидует подавляющее большинство лучших голливудских фильмов. На наших глазах разворачивалась эпичная история о людях, пытающихся выжить в непростых новых реалиях - в мире, охваченном глобальной пандемией, вызванной мутацией грибка кордицепс, который вместо насекомых начал поражать человечество, буквально в считанные недели разрушив всю цивилизацию.
События The Last of Us Part 2 разворачиваются спустя пять лет после действия оригинала: Элли заметно повзрослела и уже не является ребенком-подростком, Джоэл же еще больше постарел. Они живут в городе Джексон и выполняют рутинные обязательства, патрулируя местность вокруг населенного пункта и истребляя зараженных. Однако былая монотонность здешней жизни в какой-то момент нарушается с прибытием группы чужаков и все переворачивается из ног на голову. Нам вновь показывают душеразрывающую драму, причем показывают ее с разных ракурсов, давая понять мотивацию всех основных действующих лиц.
Разбирая сюжет второй части, мы оказываемся в незавидном положении: нельзя ничего сказать такого, что бы заинтриговало публику и не было спойлером при этом. Так что со здешней историей определенно лучше знакомиться самому. Поверьте, оно того стоит.
Игровой процесс, как и показывали в роликах до релиза, заметно похорошел буквально во всем. Новшеств очень много, хотя общий почерк разработчиков сохранился: здесь по-прежнему довольно мало ресурсов, особенно на высоких уровнях сложности, по-прежнему каждый враг несет в себе серьезную опасность (даже самый рядовой, будь то человек или зараженный), по-прежнему на выручку приходит крафт и смекалка игрока.
Но в то же время исходные механики были заметно разбавлены рядом новых особенностей. Все теперь происходит более динамично, от игрока чаще требуется думать и принимать решения быстрее, что довольно гармонично смотрится, учитывая, что играть теперь предстоит преимущественно за Элли, которая уже взрослая и куда более физически сильная и выносливая, чем за пять лет до этого.
Заметно усовершенствован стелс за счет появившейся возможности прятаться в траве и ползать на животе, тем самым легко скрываясь даже за невысокими укрытиями. Аналогичный эффект имеет и доступность крафта самодельного глушителя, которого хоть и хватает на несколько выстрелов, но пользы от этого очень много. В рукопашном бою появилась долгожданная возможность уворачиваться от выпада врагов, чего острейше не хватало оригиналу. Ощущается возросший реализм и в мелочах, вроде ранений с лука: пока стрела не будет извлечена из тела, она сковывает движения и постоянно помалу наносит урон.
Появились новые типы врагов, некоторые из которых радикально меняют обстановку на поле боя, например, собаки: они могут вас услышать издали по звуку, могут напасть на ваш след и начать преследовать, наводя сопровождающих их противников на главную героиню. Человеческие противники, к слову, существенно поумнели и ведут себя примерно так же, как и настоящие живые люди, а не компьютерные болванчики. Они не лезут на рожон, не нарываются сами на пули, пытаются выжидать в укрытиях подходящего для атаки момента, могут пробовать зайти с фланга или с тыла, если местность позволяет, стреляют метко, натурально переговариваются, вплоть до упоминания имен друг друга. Могут использовать метательное оружие, вроде коктейля Молотова, чтобы выкурить вас из укрытия. И вообще с ними сражаться стало из-за этого гораздо интереснее.
Не обошлось и без новых видов чудищ: сталкеры хоть и встречались в дополнении к оригиналу, но все же редко, здесь же они - полноценный тип противников, имеющий ряд своих уникальных особенностей (сильнее и быстрее бегунов, но слабее щелкунов, при этом еще способны видеть глазами, при встрече предпочитают не атаковать в лоб, а разбежаться и нападать внезапно, обычно - всей толпой). Появились шаркуны - подобия топляков, но менее стойкие, зато взрывающиеся токсичными газами при приближении к цели и такие же физически сильные, как и топляки: подпускать к себе в упор их - смерти подобно. Есть и еще один вид мутантов, ранее не встречавшийся в франшизе, но рассказывать о нем - означает спойлер, так что мы воздержимся.
При необходимости преодолевать различные препятствия The Last of Us Part 2 также порадует положительными изменениями: покатушки на плоту канули в Лету, так как Элли научилась плавать, заметно реже приходится играться с перестановкой лестниц и укладыванием досок через пропасти. На смену им появились довольно интересные мини-головоломки с веревками и проводами, которые можно бросать в нужную сторону, использовать в качестве канатов, подтягиваясь наверх и раскачиваясь, как Тарзан на лиане. Паркур также был улучшен, карабкаться по разным объектам стало куда приятнее.
По сути, единственным существенным недостатком игрового процесса можно назвать не лучшим образом продуманную систему повреждений оружия ближнего боя после его использования. Вы вот поверите в то, что мачете за несколько ударов по человеческой тушке просто разломается? Орудие, прямое предназначение которого - рубить густую растительность в джунглях, иной раз - толщиной с человеческую руку? Или условный молоток, которого хватает лишь на пяток ударов? Возможно, лучше было бы наложить какие-то другие ограничения при наличии оружия ближнего боя, например, понизив скорость бега. Но ломающаяся о чужие головы за пять ударов железная труба и за три - гигантский молот-кирка - это уже перебор. Не соответствует общему духу игры, в которой на каждом углу ощущается реализм.
Но в целом чисто техническая сторона поражает. The Last of Us Part 2 - однозначно одна из красивейших и глубоко проработанных игр этого поколения наряду с RDR 2, пожалуй. И здесь достоинства ее перечислить даже сложнее, чем в случае с сюжетом и геймплейными механиками, так как это нужно просто видеть. Задели заснеженную ветку - тем самым стряхнули с нее снег. На снегу и льду остаются реалистичные следы от ног людей и копыт лошадей. Спрыгнули с высоты - из-под ног при приземлении правдоподобно разлетаются осыпавшиеся листья и пыль. Что тут говорить, если умельцы из Naughty Dog умудрились отрисовать даже процедуру установки улучшений на оружие. И все это сдобрено очень классной детализированной графикой с атмосферной цветовой гаммой. Здесь прекрасно буквально все, любое время суток, года и любые погодные условия. Дождь, туман, снежная вьюга, пасмурная погода, закаты-рассветы - все выглядит изумительно. Даже кромешная темнота сделана реалистично и атмосферно.
Физика потрясает. Например, попробуйте выстрелить из винтовки во врага, когда прямо за ним на одной линии с вами стоит еще один. Правильно, пуля прошьет первого и по меньшей мере ранит второго (а вероятнее - также убьет, как и первого). Никаких безболезненных падений с пятиметровой высоты. Где потоки воды - вы еще как ощутите силу течения. В той же воде на героях мокнет одежда, как и их волосы. Трава на ветру очень даже натурально колышется. И это - только то, что удалось вспомнить сходу, не задумываясь. На деле таких тонких деталей в игре в разы больше и они поражают.
Вот мы и дошли до самого главного. Классная ли игра The Last of Us Part 2? Безусловно, она изумительна и прекрасна. Лучше ли она первой части? Вот здесь все гораздо сложнее. Что касается геймплея, виден очень существенный шаг вперед. Но есть еще один важнейший для франшизы аспект - сюжет. Где и разгорелся весь сыр-бор. Бурная полемика насчет ориентации главной героини стартовала еще задолго до релиза - в обществе все еще много нетерпимости к этому, потому в адрес разработчиков полетели стрелы критики.
Также их обвинили в наплевательском отношении к старым персонажам и недостаточно харизматичных персонажах новых, но это тоже очень субъективно. Некоторые действия персонажей в кат-сценах кажутся нелогичными и глупыми, но уточнить не можем, чтобы не раскрывать детали сюжета - просто поверьте на слово. Портит ли это все игру? На наш взгляд, вообще никак. Она великолепна, что бы кто ни говорил. И все эти жаркие споры о том, удалась ли вторая часть или стала провалом - лишь лишнее доказательства неравнодушия геймерского сообщества к истории Элли, Джоэла и других.
The Last of Us Part 2 - однозначно один из фаворитов на звание "Игра года", что бы там еще до конца этого года ни выходило - обойти продукт такого уровня будет тяжело, хоть и не невозможно. Сиквел культовой серии - штучный товар. Игры такого калибра выходят раз в несколько лет и никак не чаще, а потому обязательны к ознакомлению, чего мы вам и желаем.