Обзор игры Сталкер Сталкер: Тайные тропы 2
"Любители построили ковчег. Профессионалы построили Титаник" - эта фраза здорово подходит для шикарного мода Сталкер Тайные тропы 2. Его разрабатывали любители, указавшие лишь свои никнеймы - antreg & dimos, Erlik (Garry_Galler) & Stalk15, а также gruber. Проект, как и подавляющее большинство фанатских модов, распространяется свободно, ребята трудились лишь с целью доставить удовольствие многочисленным поклонникам оригинального Сталкера, так огорченных недавней отменой разработки второй части.
Как и оригинал, глобальный мод Сталкер Тайные тропы 2 является экшеном от первого лица, в который весьма удачно внедрили некоторые особенности ролевой игры. Геймплей в целом идентичен детищу GSC, но его во многом доработали и изменили. Что из этого вышло - разберем дальше в нашем обзоре.
Сюжет S.T.A.L.K.E.R.: Тайные Тропы 2 совершенно новый и рассказывает о событиях, которые происходили еще до действия Чистого неба. Разработчики попробовали объяснить многие события, о которых сюжет официальной игры умалчивает. Сама история начинается задолго то второго Выброса - сталкер Стрелок (именно он здесь является протагонистом) только-только прибыл в Зону, причем ничего толком не помнит. Все, что удается воспроизвести в памяти - что прибыл вместе с братом в качестве туриста. Причем, судя по всему, было это аж два года назад. Основной задачей на всю игру так и будет поиск близкого родственника. Разумеется, площадь Зоны не позволит найти его быстро. Да и ее обитатели вовсе не горят делиться с нами информацией за "спасибо". В Сталкер Тайные тропы 2, как и в оригинале, нам придется выполнять чужие поручения, чтобы нам в ответ оказали какую-либо услугу. Причем количество этих самых поручений просто поражает воображение - их невероятно много! Длительность данного мода вполне сопоставима с суммарной длительностью Теней Чернобыля, Чистого Неба и Зова Припяти.
Раз уже затронул выше тему локаций, сразу же отмечу, что масштаб карты приятно впечатляет. Здесь отлично сочетаются локации из ТЧ и ЧН, причем появились и новые, весьма запоминающиеся - Лес (не путать с Рыжим лесом), Мертвый город, Болота, База Миротворцев... И везде, абсолютно везде у нас будут свои задачи, задачи самых разных планов. Порядок посещения локаций крайне нестандартен - если ранее мы добирались до Припяти и ЧАЭС лишь к финалу игры, причем рассмотреть эти крайне запоминающиеся места толком не имели возможности из-за серьезнейшего сопротивления, то теперь мы не только здесь окажемся не раз и не два, но побываем уже в начале игры. Что интересно, в кои-то веки можно будет спокойно прогуляться как по весьма натурально выглядящей Припяти из Теней Чернобыля, так и по территории ЧАЭС, в том числе и внутри саркофага, гордо возвышающегося над разрушенным четвертым реактором.
Правда, с переходами на разные локации создатели явно перемудрили. Есть постоянные переходы между основными локациями ТЧ/ЧН, а есть такие, которые можно использовать лишь раз - таким образом, свободное перемещение по карте далеко не всегда поощряется, если забредете, куда не надо по сюжету, можно банально не выйти обратно, придется искать подходящий сэйв, а если еще и его нету... В общем, сама система тайных постоянно меняющихся троп, на мой взгляд, лишняя. Ведь проект прекрасен в том числе и за счет масштаба карты, которую интересно было бы свободно изучать. А нам же, как правило, будет не до этого за многочисленными квестами и ограниченными переходами, сюжетная линия навязывает свои условия и ставит свои рамки.
Что касается самого игрового процесса, то в игре Сталкер: Тайные тропы 2 виден очень серьезный прогресс по сравнению с оригиналом. А все благодаря возросшему реализму перестрелок. Это обеспечило изменение характеристик урона, который может нанести то или иное оружие. Получилось крайне правдоподобно - даже противник с пистолетом может быть смертельно опасен, если он способен из этого пистолета метко стрелять. По сути, огнестрельное ранение всегда остается огнестрельным ранением, из какого бы оружия не производился выстрел. Так что не удивляйтесь, что даже на начальных уровнях сложности вас будут без проблем убивать с пары попаданий, не говоря уже про высшие, где каждое первое попадание может запросто стать смертельным.
Само собой, это же касается и врагов - теперь не надо высаживать по половине магазина из АК в супостата, облаченного в экзоскелет, ведь защитные характеристики брони тоже были пересмотрены. Если пуля от АК пробивает шейку рельса или почти метр кирпича на внушительном расстоянии, то мало какая бронь поможет от подобного оружия. Даже при большом желании стать ходячим неуязвимым танком не получится, всегда угрозой может стать кто угодно и что угодно. Под словом "что" подразумеваются, само собой, аномалии (хорошо знакомые поклонникам оригинальной серии) и мутанты (местная фауна, отличающая каким-то совсем уж недружелюбным к нам отношением). Да, оружие в Сталкер: Тайные тропы 2 стало заметно эффективнее, но и атаки монстров наносят более ощутимый урон. К примеру, однажды моего героя насмерть забодала стая плотей, чего никак не могло случиться в ТЧ. Что уж тогда говорить про снорков, которые запросто могут убить на среднем уровне сложности с двух ударов? А бьют-то быстро... Остальные мутанты тоже стали явно опаснее. Таким образом, возросла цена ошибки игрока - один выстрел может как мгновенно спасти жизнь, так и забрать ее, в случае промаха. Эта напряженность и адреналин - однозначно козырь, который смотрится очень выигрышно на фоне оригинальной игры. Также очень реалистичности прибавляет система радиоактивного заражения - у нас есть дозиметр. Определенные дозы радиации выводятся из организма сами. Более серьезные случаи облучения вынуждают применять антирад. Но если получите 600 рентген, вам уже ничего не поможет, начинаются необратимые процессы, которые неизменно приводят к смерти главного героя.
Что еще можно добавить к достоинствам Сталкер: Тайные тропы 2, так это весьма мрачную атмосферу игры, которая так радовала в ТЧ, но перестала радовать в ЧН, а уж тем более - в ЗП. Зачастую игроку придется невольно ежиться - даже одна из первых локаций в виде Леса таит в себе множество опасностей. Обзор очень ограничен из-за пышной растительности и сложного рельефа местности, можно на полном ходу запросто влететь в аномалию или встретиться с каким-то опасным мутантом - например, контроллером, в оригинале встречающимся только по велению скрипта в строго отведенных местах. Кстати, о мутантах. Здесь появились не только вырезанные из ТЧ монстры, затем появившиеся в ЗП - Химера и Бюрер, но и, например, гражданские зомби, ранее нигде не встречавшиеся - их вырезали изо всех трех вышедших частей. Твари относительно неопасные, но очень уж неприятные - звуки, которые они издают, создают душевный дискомфорт, могут быть опасными на близких дистанциях, но главное - могут удивить. Вот вы пристрелили супостата, идете дальше. А он резко встает в самый неподходящий момент! Добивать лучше всего в голову каждого убитого зомби - панацея от подобных неприятностей.
В целом Сталкер: Тайные тропы 2 оставляет крайне положительные впечатления. Но не стоит забывать - над игрой работали любители, которых никто толком не финансировал, потому требовать от них идеальной игры неразумно. Багов более чем достаточно, не говоря уже о том, что цели практически всегда не подсвечены на карте, а при нажатии на Tab выводится лишь глобальная задача - найти брата. Но никак не та миссия, которую мы сейчас выполняем. Порой бывают из-за этого трудности с навигацией - карта огромная, новые локации... Местами же сильно усложняют геймплей недоработки. Там квестовый NPC не может выкарабкаться по лестнице, застревая в одном месте и шагая в воздухе, там игра банально вылетает на рабочий стол (это случается, как правило, с тяжелыми для ПК настройками графики и на больших локациях), и это уже не говоря о том, что понятие "быстрое сохранение" тут существует чисто символически - вроде, оно и есть, но ничерта не работает, чтобы сохраниться, каждый раз придется выходить в меню или записываться через консоль, что не очень удобно. А еще необходимые для запуска разных скриптов персонажи легко убиваются - можно убрать такого NPC, хотя бы с целью подобрать его оружие, а потом не понимать, отчего не удается дальше продвигаться по сюжету (в ТЧ, например, безвыходных ситуаций не было практически). Не всем понравится сильное раскачивание камеры при ходьбе, hud-маска (в противогазе сильно ограниченный обзор, например), но это исправить вполне можно, покопавшись в конфигурациях игры.
Подобных мелких и не очень недоработок здесь масса. Но они все кажутся незначительными на фоне большого количества достоинств. Сталкер: Тайные тропы 2 проходится на одном дыхании, несмотря на свою внушительную длину, не самые разнообразные квесты (последние слишком часто сводятся к "убей", "подай", "принеси") и проблемы. Если убрать все перечисленные недостатки, проект мог бы легко заткнул за пояс оригинальные Тени Чернобыля, также отнюдь не лишенные багов. А так - игра на любителя. Ценители игровой вселенной S.T.A.L.K.E.R. наверняка сразу же полюбят ее, и на это есть масса весомых оснований, а вот те, кто не очень любил оригинал, скорее всего, останутся равнодушными и к моду. Как бы там не было, стоит поблагодарить ребят-разработчиков за их колоссальный труд - как для любителей, получилось ну очень уж солидно. Поставил бы этому великолепному моду восемь баллов из десяти. А если в перспективе уберут патчами основные недостатки - проект заслуживает все десять.