Обзор игры S.T.A.L.K.E.R. 2: Heart of Chornobyl
Предысторию сиквела культового шутера хорошо знают все, кто хоть немного интересуется играми: проект анонсировали, переносили, студия-разработчик закрывалась, затем снова открывалась, запускала производство игры снова с нуля... Но все же S.T.A.L.K.E.R. 2, несмотря на все сложности и препятствия, добрался до релиза.
Сюжет
События разворачиваются вскоре после действия оригинальной трилогии: сталкер по прозвищу Скиф, покинув Зону и прихватив с собой необычный артефакт, проснулся ночью от шума у себя. Прибежав на звук, он обнаружил, что его квартира разрушена тем же артефактом, который он имел неосторожность внести в жилье.
Далее мотивы главного героя максимально простые: он хочет обзавестись новой квартирой на смену разрушенной старой, а самым простым и очевидным способом видится возвращение с Большой Земли в Зону, чтобы зарядить все тот же артефакт: за это предлагают приличное вознаграждение.
Вот только в Зоне, как это часто бывает, все пошло не по плану и пришлось задержаться. В дальнейшем историю здешней вселенной мы будем узнавать из здорово поставленных кат-сцен, диалогов с персонажами и многочисленным записям в КПК или диктофонах. Подача сюжета существенно улучшилась благодаря качественной режиссуре и даже кинематографичности сцен: они динамичные и зрелищные, да и показывают иногда то, что происходит вне зоны досягаемости главного героя, давая более полную картину.
Глобально история довольно линейная, но имеет некоторые развилки, которые формируют разные концовки - это касается как сюжета, так и того, с кем в финале придется столкнуться и чем в итоге все закончится.
Геймплей
Как ни странно, но его практически никак не изменили на фоне оригинальной трилогии: все механики идентичны, несмотря на переезд на другой движок и существенно похорошевшую картинку. Это все такой же хардкорный шутер, где игрок вынужден быть постоянно готовым к неприятностям. Мир Зоны крайне недружелюбен и опасен: многочисленные аномалии (в том числе новые), агрессивные мутанты (которые стали лишь сильнее: к примеру, плоть научилась прыгать, а бюрер - с помощью телекинеза использовать лежащее оружие для стрельбы по своим врагам), не говоря уже про людей, которые иной раз ведут себя даже хуже мутантов.
Но получаемый в ходе прохождения второй части опыт все же существенно отличается от трилогии, чему прежде всего способствует совсем иной подход к игровому миру. Здесь он просто гигантский и при этом бесшовный, причем разработчики умудрились гармонично “склеить” новые локации со старыми, собрав в одну целостную карту.
Именно само исследование Зоны - основа и фундамент всего очарования S.T.A.L.K.E.R. 2: здесь по-настоящему интересно просто бродить, изучая заброшенные здания, аномалии с их артефактами, видеть родные глазу пейзажи и антураж в виде знакомых моделей автомобилей, поездов и не только.
Карта изобилует маркерами, скрывающими антуражные и атмосферные места: АТП, заводы, фабрики, поселки, секретные лаборатории, АЗС, всяческие гаражи, свалки техники и многое другое. “Пылесосить” Зону действительно интересно, оставив основную сюжетную линию на потом. Тем более, если хочется обзавестись экипировкой получше и собрать полезных вещей побольше.
Живости миру стараются придать как человеческие персонажи (сталкеры, военизированные организации, бандиты, сектанты и так далее), так и мутанты. Последние, кажется, стали опаснее и сильнее: бьют больно, выдерживают большой урон и зачастую от них уместнее убежать, чем драться, тем более никаких наград при таких случайных встречах вам не дадут, а вот оружие изнашивается и броня - тоже. Ремонт стоит дорого, не говоря уже о том, что условный кровосос без проблем впитывает по полтора магазина от АК на средней сложности - так и боеприпасы дефицитом станут.
Собранный лут можно сдать торговцам или оставить где-то для себя до лучших времен - для этого есть универсальный ящик, кочующий между всеми доступными убежищами. Разумеется, цены и ассортимент торговцев зависят от разных факторов - их фракция, отношение к Скифу, состояние продаваемого предмета и так далее.
Следует сказать, что с этим “собери и принеси” не все так однозначно. Колоссальный масштаб мира - это не только достоинство, но и где-то недостаток игры: здесь передвигаться приходится исключительно пешком, в чем радости довольно мало, когда рюкзак уже забит хабаром до отказа и герой стремительно выдыхается и в целом бежит медленнее. Немного упрощают жизнь проводники, но они встречаются лишь в отдельных локациях, да и цены их услуг не то чтобы доступные, особенно в начале, когда денег и так постоянно не хватает. Ограничения на переносимый вес и отнюдь не бесконечная выносливость иногда заставляют перебирать лутом: что потяжелее и подешевле - выкинуть, что полегче и подороже - оставить.
На релизе игра страдала от очень серьезных недостатков, часть из которых уже исправили патчами, а часть - обещают исправить в обозримом будущем. Наряду с техническими проблемами здесь присутствовала еще и сломанная напрочь экономика, где награда за квесты часто не покрывала расходов на их выполнение в связи с ценами на боеприпасы и ремонт экипировки. К счастью, теперь ситуация иная.
Боевая система
Как и для любого другого экшена, для S.T.A.L.K.E.R. 2 это очень важная составляющая и с ней ситуация сложилась интересная. В целом те, кто знаком с оригинальной трилогией, особо удивлены не будут: каждая “пушка” ведет себя и ощущается по-своему, имеет свою баллистику, отдачу, разлет пуль и так далее. Новичкам придется привыкать, что пули на дистанции теряют высоту и убойность, как и к томук, что не любой выстрел будет приходиться туда, куда целились, особенно с незамысловатым оружием по типу АК.
То же касается износа и повреждений: эксплуатация любого оружия сказывается на его состоянии и если вовремя не провести обслуживание у техника, можно столкнуться с тем, что верный автомат заклинит в бою в самый неподходящий момент.
Но в целом стрелять в S.T.A.L.K.E.R. 2 приятно и интересно. Немного портит впечатление завышенное количество здоровья у мутантов, но это частично исправили сами разработчики патчами, а дополнительно при желании можно легко исправить модами. А еще не хватает импакта от попаданий, враги особо на ранения никак не реагируют, что огорчает.
Бои даже на средней сложности откровенно тяжелые: враги стреляют крайне метко, в том числе на большие дистанции, выкуривают из укрытия гранатами, норовят обойти с фланга. Потому аптечек придется носить с собой много, как и бинтов, чтобы останавливать кровотечение.
А вот стелс-механики не работают так, как хотелось бы: враги слишком зрячие и чуткие, потому даже глушитель на оружии не позволит оставаться незамеченным долгое время, как бы вы ни старались.
Графика и оптимизация
Если с первым все отлично - картинка очень красивая, то со вторым - едва ли не главная беда игры. По крайней мере это касается для ранней ее версии сразу после релиза: она умудряется лагать даже на мощном железе, регулярно огорчает фризами, случаются и вылеты. Все это постепенно улучшается по мере выхода патчей, но пока их выпустили - многие игру успели уже пройти.
К сожалению, игру выпускали в спешке довольно сырой, но к моменту публикации ситуация уже заметно улучшилась, хоть и не стала идеальной. Особенно заметно это на густонаселенных локациях, таких как Террикон или база новичков в Залесье. Тот же эффект имеют и сложные погодные условия, вроде бури: они выглядят зрелищно (бьют молнии, ветер носит листья, мусор и другие мелкие предметы, небо наливается свинцом), но нагрузка на систему стремительно увеличивается, что чревато ощутимыми просадками FPS.
Звуковое сопровождение и атмосфера
Возможно, ключевые достоинства игры. На самом деле это лучше один раз увидеть самому - будет более красноречиво, чем тысячи слов. Игра невероятно атмосферная сама по себе, что дополняет удачно подобранный эмбиент и классная музыка на радиостанциях.
Что в итоге?
S.T.A.L.K.E.R. 2 однозначно стоила всех тех многих лет ожидания и каждой копейки из своего ценника. Игра атмосферная, увлекательная, здорово продуманная, масштабная, имеет потрясающий визуальный стиль и великолепно проработанный мир.
Да, она не идеальная и не лишена проблем: про трудности с багами и оптимизацией не говорил только ленивый, поздние локации, имея гигантский потенциал, страдают от нехватки контента, а весь финал - одна сплошная бесконечная мясорубка с непрекращающимися боями.
Но на фоне достоинств недостатки меркнут. К тому же их активно исправляют разработчики и комьюнити, выпускающее моды. А нехватку контента в той же Припяти, Янове и Рыжем лесу, скорее всего, компенсируют уже с сюжетными дополнениями - их заявлено два, как было и с “Тенью Чернобыля”.