Обзор игры Serious Sam: The Second Encounter
Жанр экшен в целом и его поджанр "shoot them all" в 2001-м году получил тотальный рывок в своей эволюции, ведь именно тогда вышел гениальнейший проект от хорватских разработчиков из CroTeam - самый первый Seriuos Sam. Игра получила широкую известность по всему миру, влюбив в себя миллионы игроков. Она отличалась изумительной графикой (сейчас-то даже и не верится, что игра более десяти лет назад появилась!), которая при этом минимально нагружала систему, ураганным игровым процессом, где подавляющее большинство времени вы проведете в режиме непрерывной стрельбы, своей уникальной атмосферой... Но главное, за что все так обожали первую часть - безусловно, сам зубодробильный геймплей. Неудивительно, что после такого шедевра мир ждал продолжения банкета. И вот через год после первой части вышла вторая - Serious Sam: The Second Encounter. Точнее, полноценной второй частью ее трудно назвать, да и сами разработчики позиционировали ее как второй эпизод первой части, подтвердив это вышедшей немного позже Serious Sam 2.
Сюжет Serious Sam: The Second Encounter продолжал незамысловатый сюжет оригинала. Так, в будущем Земля подверглась атаке пришельцев, но гораздо позже выяснится, что это хоть и не люди, но все равно земляне, покинувшие планету давным-давно, оставив после себя огромные пирамиды и прочие архитектурные произведения. Эти пришельцы сделали жизнь действующих землян кошмаром, потому местная власть приняла решение отправить в далекое прошлое своего агента, чтобы тот придушил вражескую цивилизацию еще в "пеленках", пока она не достигла пика своего развития. Кандидат, который бы мог справиться с сей непростой задачей, сомнений ни у кого не вызывал - любимчик всего женского пола, кумир молодежи и просто хороший парень с чувством юмора - встречайте, Сэм Стоун!
В оригинале Сэм таки перебил в одиночку полчища всяческой заразы, в том числе гигантское и почти бессмертное существо высотой с Эйфелеву башню по имени Ух Зан Третий. После чего решил отправиться на заслуженный отдых, взяв в качестве транспорта крайне вовремя попавшую под руку летающую тарелку. На этом действие оригинала заканчивалось, зато действие сиквела только начиналось. Мирно летящая и никого не трогающая тарелка с Сэмом на борту попала в серьезное ДТП, столкнувшись в космосе с... честно сказать, с чем именно, очень затруднительно. Дирижабль, судя по внешнему виду? Да нет, скорость движения гораздо выше. Кукурузник, судя по звуку двигателя? Тоже нет, да и что он забыл в космосе - тот еще вопрос. Не говоря уже об экипаже сего замечательного ведра с гвоздями - какие-то смешные орущие головастики, которые и к игровому сюжету-то отношения не имеют никакого. Впрочем, что у разработчиков полнейший порядок с чувством юмора, мы могли убедиться и по первому этапу путешествий Сэма, здесь же только получили возможность убедиться в этом - начало очень забавное.
В итоге, главный герой Serious Sam: The Second Encounter был вынужден покинуть потерпевшую крушение тарелку, выпрыгнув с нее в небольшое но глубокое озеро. Вот тут-то к нам и приходит управление. Всплываем, и что мы видим? Вместо привычных песков из первой части - сплошная зелень и заросли Южной Америки. Нормальное такое расстояние мы преодолели, что тут сказать. Сэм оказался не сильно разочарован - при падении он так волновался "только не в Египет", что претензий к создателям игры у него точно не должно бы быть. Что неудивительно, никаких индейцев майя тут не нашлось, зато обнаружились старые знакомые по первой части - неповоротливые рычащие гориллообразные существа с глазом на груди, орущие камикадзе без головы, огромные быки, отличающиеся агрессией, скелеты то ли коз, то ли еще чего-то с рогами... Впрочем, как наглядно показала Serious Sam: The Second Encounter, в Южной Америке фауна заметно разнообразнее египетской, что не должно удивлять, учитывая более благоприятный и влажный климат - здесь мы впервые встретим каких-то чучел, у которых хоть вместо головы - тыква, но зато в руках бензопила, безмозглых солдат с бластерами мощностью с укус лесного муравья и многих других, в том числе и солидных боссов.
Но, как и следовало ожидать, игра в целом осталась прежней - все тот же крайне выраженный "shoot them all", очень редко разбавляемый примитивными головоломками, все тот же игровой движок, обеспечивающий шикарную графику даже на откровенно слабых компьютерах, все такие же постоянно увеличивающиеся оравы врагов, бросающихся на вас за один раз.
Но, кроме новых уровней, к которым мы подробнее обязательно еще вернемся, в Serious Sam: The Second Encounter есть еще некоторые нововведения - например, небольшая интерактивность здешних уровней - некоторые элементы даже можно уничтожить, например, деревья без проблем рубятся при помощи бензопилы (при этом очень важно не попасть под падающий ствол, а не то просто задавит), свечи в зданиях тоже можно уничтожать, ну и еще парочка примеров разрушаемости есть, но не более того. А вот что можно отнести к действительно толковым новинкам, так это несколько доработанный арсенал. Оружие теперь более сбалансировано, судя по всему, каждый экземпляр был изменен в плане характеристик урона и кучности в ту или иную сторону, и надо сказать, получилось более натурально. Кроме того, появилось несколько новых образцов, и все они будут очень полезными.
Например, огнемет очень экономичен - достаточно минимального поливания врага из него, чтобы уже начать целиться в другую мишень - пострадавший противник уже обречен, если только он не огромен - под воздействием огня сдохнет, рано или поздно. Наконец-то появилась снайперская винтовка. При стрельбе без прицела у нее почему-то не такой страшный урон, да и меткость не ахти. Зато, включив зум, вы убедитесь, что оружие очень эффективно - убойная сила колоссальная, расстояние, с которого попасть во врага не составит труда, тоже огромное. Новинкой является и названная выше бензопила - кроме деревьев, ней отлично можно рубить слишком близко подобравшихся оппонентов, так что зачем нужен нож в игре - очень большой вопрос, пила в разы опаснее для оппонентов. Ну и главная новинка отличается просто грандиозным наносимым ущербом - этакое подобие атомной бомбы, только своего носителя не задевает необъяснимым чудом. Все живое в радиусе видимости неизбежно гибнет, но баланс четко выдержан - нести за раз можно только три такие бомбы, а встречаются они, увы, очень редко.
Разнообразие оружия в Serious Sam: The Second Encounter тоже не для красоты - по мере накопления опыта вы неизбежно заметите, что на одних врагов определенный вид оружия оказывает большее влияние, а на других - меньшее. Например, созданий из лавы легко можно угробить плазменным бластером, а огромный зеленый демон с шестью конечностями очень не стойкий к огню. В то время как первых почти невозможно угробить огнеметом, второго практически не берет двухстволка. И таких примеров масса, хотя, само собой, самые мощные экземпляры оружия легко уничтожают любую живность, в первую очередь, это ручной пушки, которая стреляет огромными ядрами, касается.
Поскольку игровой процесс Serious Sam: The Second Encounter описывать практически нечего (это просто почти беспрерывная динамичная стрельба во все стороны по десяткам, а в конце и по сотням врагов одновременно), в заключение поговорим о том, что уже чуть выше обсуждали - шикарное разнообразие уровней. Оригинал был порой откровенно скучным в этом плане со своими песками да пирамидами. Здесь же из джунглей мы переходим в разные пирамиды, древние храмы, огромные лужайки - это только первый этап с Южной Америкой. Да даже внутри зданий скучать никак не придется - например, есть темная комната, в которой вообще ничего не видно, кроме небольшого луча света. Стоит минимально отклониться от курса - Сэм тут же сваливается в пропасть. Есть комната - подобие трубы, в которой нет статической гравитации, она динамическая - нас просто прижимает к ближайшей стене, у которой мы стоим. А есть помещение, в котором пол раскачивается. Или комната с одинаково сильным притяжением что вправо, что влево, причем чем ближе к одной из этих стен, тем больше к ней притягивает, а опасность в том, что обе густо усеяны огромными шипами, не оставляющими шансов на выживание...
Но остановимся все же на открытых локациях - именно они впечатляют больше всего. Вся игра Serious Sam: The Second Encounter разбита на три больших этапа - Южная Америка, древний Вавилон и средневековая Европа. И если первые два - просто симпатичные, то третий - настоящий шедевр. Здесь царит совершенно уникальная атмосфера и обилие совершенно уникальных уровней, которые больше не встречаются ни в одной игре. Едва оказавшись в Европе, мы сразу же обращаем внимание, что подход авторов резко изменился. Ранее мы весело забрызгивали кровью врагов освещенные жизнерадостными лучами солнца уровни, здесь же небо затянуто черными тучами, сверкают молнии, гремит гром, вдали видно шпили мрачных готических замков, далее есть кладбище, покрытое густым туманом, огромные часовые механизмы в башнях и бой курантов в них же... и игрока затягивает в процесс еще больше.
В таких условиях уже подсознательно хочется поскорее вернуться на залитые солнцем лужайки, или хотя бы поскорее спрятаться от хлесткого дождя под крышей или навесом. Но не до пряток - врагов все больше, и они все опаснее. Да и уровни много сложностей подбрасывают - чего стоит только огромная катакомба с лавой и многочисленными пещерами! А огромная площадь, покрытая льдом, на котором остановиться еще труднее, чем разогнаться... Самое же грандиозное воспоминание - последняя пара уровней. Саундтрек подобран просто гениально. В сочетании со мрачным небом, которое сначала освещается лучами, пробивающими мрачные облака, а затем в концовке и вовсе все черное от туч, все воспринимается изумительно. Добавить сюда же еще падающие метеориты и беспрерывно напирающих врагов - концовка вышла просто сверхшедевральной. В эти минуты трудно было поверить, что такая картинка была сделана мало того что в 2002-м году, так еще и на том самом движке, который был изначально призван рисовать солнечные пейзажи... Не хватает слов, чтобы выразить восторг.
В итоге, Serious Sam: The Second Encounter, технически будучи почти той же игрой, что первая часть, оставляет совсем другие впечатления. Гораздо более позитивные и яркие. На мой взгляд, несмотря на годы, это по-прежнему лучшая игра в стиле "убей их всех" - разнообразная, яркая, зрелищная и запоминающаяся.