Обзор игры Resident Evil Village
Еще до релиза вокруг Resident Evil Village было немало шумихи: отдел маркетинга в Capcom поработал на славу, приковав очень большое количество внимания к новинке. Этому очень способствовал выпуск сразу нескольких демоверсий, которые показывали игру в самом лучшем свете: прекрасная графика с отменной детализацией, колоритные антагонисты во главе с неподражаемой леди Димитреску, вполне привычные и понятные для серии игровые механики.
Вот только с релизом оказалось, что все, что было показано в "демке" - это и есть лучшая сторона игры, которая в целом выдалась хоть и очень неплохой, но довольно далеко ушла от канонов своей франшизы. Если раньше все строилось вокруг относительно реалистичного развития событий, где все беды начались с неконтролируемого распространения мощнейшего боевого вируса, превращающего живых существ в чудовищ, то в Resident Evil Village дело дошло до оборотней, летающих подобий драконов и просто вампирш, трансформирующихся в огромный рой кусачих насекомых.
Тем не менее, ощущается это все по-прежнему вполне себе как очередная часть Resident Evil, чему очень способствует практически ни на йоту не изменившийся игровой процесс и все его механики, если сравнивать с предшественницей - седьмой частью. Часть восьмая продолжает ее историю, здесь даже главный герой все тот же, только вся разница в том, что в прошлый раз он вынужден был искать приключения на свою пятую точку из-за пропажи супруги, а теперь, три года спустя, делает все то же, но уже в связи с исчезновением своего ребенка.
А вот боевая система, зачатки стелс-механики, интерфейс и даже особенности чудо-регенерации организма протагониста - все те же. То есть по большому счету мы получили ту же самую игру, что и Resident Evil 7, но все же с некоторыми оговорками. Зато в то же время разнообразие противников и локаций существенно большее, а ведь именно за дефицит последних больше всего ругали прошлую игру.
То есть в каком-то роде Village можно назвать работой над ошибками и попыткой охватить бОльшую аудиторию за счет перехода от хоррора до, можно сказать, триллера - моменты с психологическим напряжением здесь встречаются часто, что чтобы прямо страшно было - это вряд ли, особенно для тех, кто играл в прошлые игры серии. Хорошо это или плохо - пусть каждый решит сам для себя, но игра объективно куда меньше пугает. Во многом из-за восприятия главного героя, который выглядит вообще неуязвимым еще с прошлой части, где ему бензопилой отрубали конечность, а он ее прикреплял назад, поливал чудо-жидкостью и травмы словно и не бывало.
Самое забавное, что в восьмой части все едва ли не дословно повторяется, что лишь усиливает ощущение, что при любых обстоятельствах нам бояться нечего, даже если головой протагониста пробьют перекрытия нескольких этажей, сбросив его вниз (а будет и такое). Последствий такого принятого ущерба - никаких, даже лечиться не надо специально. Игру страшной делает обычно как раз ощущение опасности и уязвимости, а здесь такого нет ничего подобного. Даже особо злобные противники зачастую имеют "привязку" к конкретным локациям и не переходят за вами по пятам туда, где им быть "не положено" - это тоже сильно влияет на восприятие.
По части геймплея RE8 тоже во всем "косплеит" RE7: игроку все так же предстоит заниматься исследованием локаций с видом от первого лица, все так же расправляться с простенькими монстрами и иногда сталкиваться с более серьезными, требующих либо спасаться бегством до какого-то времени, либо поиска индивидуального к себе подхода. Все это разбавляется довольно незамысловатыми задачками-головоломками, а также традиционным сбором лута - дефицит боеприпасов и аптечек здесь ощущается все так же, как и в прошлой игре, особенно на высоких уровнях сложности.
Повысить свою боеспособность можно, взаимодействуя с местным торговцем, который одному ему понятным образом умудряется кочевать между локациями, появляясь в том числе даже в замке самой леди Димитреску. Торгаш готов скупать у вас буквально вообще все, что вы только принесете, а взамен может продать боеприпасы, улучшить оружие и так далее.
И, раз уж мы заговорили про боеспособность, то боевая система здесь выглядит довольно скромно: Resident Evil Village - не из тех игр, в которых стрелять прямо приятно, как в условной Wolfenstein после перезапуска. Все дело в отсутствии "фидбека", мы не видим толком последствий своих выстрелов: если, например, в ремейке Resident Evil 2 выстрел в ногу мог оторвать ее, а выстрел в голову - превратить ее в разлетающееся кровавое месиво, не говоря уже о реакции противников на менее критичные ранения, где они замедлялись, дергались и падали, то здесь все гораздо хуже. Говоря конкретнее, удачные попадания имеют видимое воздействие примерно через раз. Иногда противники замедляются, иногда нет. Мы уж молчим об отсутствии расчленки - лишить противника конечности здесь уже не выйдет.
Ну и на интерес влияют также сами враги, которые хоть и очень заметно прибавили в разнообразии, но интересных среди них мало, которые буквально заставляли бы искать к себе особый подход, выискивать слабые места и продумывать тактику ведения боя. Чаще всего все сводится к банальному нанесению ущерба любыми удобными способами за парочкой исключений, касающихся прежде всего боссов.
Вот и получается, что став масштабнее, круче технически, разнообразнее по сравнению с предшественницей, восьмая часть культовой франшизы все же выглядит немного вторично. Главная ее проблема - игра ничем не удивляет, практически все время есть ощущение, что где-то подобное мы уже видели. А сюжет, пусть он никогда и не был сильной стороной серии, умудряется неприятно удивлять своей примитивностью даже на фоне прошлых игр.
Самое досадное, что и безумная харизма леди Димитреску с ее колоритными дочерями Village не спасает: проблема в том, что высоченная вампирша появляется в игре не так-то и часто, да и появляется относительно небольшой временной отрезок - порядка пары-тройки часов за все прохождение, не говоря уже о том, что почти все кат-сцены с ней были уже показаны в "демках". А остальные злодеи оказались на фоне "коллеги" из замка куда менее выразительными и запоминающимися. Разработчики, кажется, наступили на те же грабли, что и авторы Far Cry 3 в свое время, которые слишком рано вывели из игры антагониста, ставшего едва ли не ключевой фишкой всей игры и придавал ей изюминку.
К слову, с детищем Ubisoft у Village есть и еще один общий недостаток - сильно проседает вся вторая половина игры. То ли фантазия закончилась у сценаристов и разработчиков, то ли сроки уже поджимали, то ли не осознавали, что будет нравиться игрокам, а что нет. Но факт налицо: стартовый этап дает очень резвый темп повестовования, кучу харизматичных персонажей и какие-то эмоции. А вот дальше это все куда-то исчезает.
Более того, все выглядит очень предсказуемым для всех, кто играл в седьмую часть. Грубо говоря, если главный герой увлеченно копается в чем-то и вы не можете даже повернуть камеру в сторону - ждите скримера. Обнаружили какое-то убежище, вроде кровати, под которой можно укрыться от посторонних глаз - будьте уверены, скоро придется такой возможностью воспользоваться. Если вас преследует нечто очень сильное (даже по внешнему виду) - готовьтесь спасаться бегством. И из таких вот нюансов состоит вся игра.
Вот за что Resident Evil Village однозначно стоит похвалить, так это за техническую реализацию. Визуально все выглядит прекрасно, картинка изобилует мелкими деталями, радует спецэффектами, очень достойной прорисовкой лиц и анимаций. Звук - вообще выше всяких похвал, в хороших наушниках каждый посторонний скрип половицы и рык откуда-то из-за угла заставляет усилить внимательность и напрячься. Но увы, даже здесь есть своя ложка дегтя: по меркам 2021 года уж очень низкий уровень интерактивности окружающей среды. Здесь полно всяких чашек, которые не то что не бьются при попадании в них пуль, но и даже не шевелятся при этом; в то же время некоторым другим объектам "повезло" куда больше - например, вазы обычно без проблем разбиваются. Но сам подход, когда в коридорной, в общем-то, игре избирательная разрушаемость и интерактивность объектов, выглядит странно, не доработанно и нелогично.
Подводя итоги, мы все же не назовем Resident Evil Village плохой игрой. Но и выдающейся тоже назвать ее не получится. Даже в рамках своей серии это - вполне себе крепкий середняк, которому далеко до лучших частей, но в то же время от худших отрыв тоже приличный.
Ключевыми достоинствами игры можно считать классную реалистичную картинку, прекрасное звуковое сопровождение, разнообразие локаций и противников, наличие нескольких очень харизматичных персонажей, особенно леди Димитреску.
А вот среди недостатков сильнее всего бросается в глаза очень убогий примитивный сюжет, скучную боевую систему, общую предсказуемость и вторичность - все игровые механики едва ли не дословно копируют седьмую часть.