Обзор игры Outlast
Удачный дебют
Survival horror - весьма специфический жанр, к которому у множества геймеров нет однозначного отношения. Вся эта специфика приводит к тому, что полноценные в плане соответствия жанру хорроры появляются весьма редко, а уж качественные удаются еще реже. К Outlast я поначалу отнесся довольно скептически - сам жанр я не очень люблю, так это еще и дебютный проект студии Red Barrels, студии, состоящей всего из десяти человек. Но с другой стороны - все эти люди являются выходцами из очень уважаемой элитной студии Ubisoft, за их плечами участие в создании таких хитов, как Splinter Cell, Prince of Persia, Assassins Creed и многих других.
Кошмары на улице Mount Massive
Запуская впервые игру, с самого ее начала игрок погружается в очень мрачную атмосферу, ему тут же дают понять, куда он попал. И это завораживает - огромная психиатрическая лечебница, с одной стороны неба сверкают молнии, приближается гроза. С другой - багровый закат, под стать кровавости всему тому, что мы увидим уже через пару минут, когда залезем через окно в это проклятое место...
Играть нам предстоит за незадачливого журналиста, который ради чего-то сенсационного готов практически на что угодно. Ему неизвестный поклонник его же творчества сообщил о том, что в этом богом забытом дурдоме над людьми проводили страшные эксперименты, докопаться до истины - значит стать знаменитостью и иметь огромные гонорары. Потому наш бравый герой, вооружившись камерой, парой батареек к ней да блокнотом, отважился на проникновение в это безумное место.
К своему несчастью, Майлз (именно так зовут протагониста Outlast) - всего лишь простой журналист, он не умеет драться, а уж тем более - стрелять и демонстрировать высокую боевую подготовку. Потому у него лишь один шанс уцелеть в этом аду - бежать, еще раз бежать, а оторвавшись - прятаться. Никакого оружия здесь у вас не будет, да и толку с него, если уже через несколько минут мы найдем насаженного на кол умирающего спецназовца, а рядом - целые полки, заставленные отрезанными головами его коллег? Если они, будучи вооруженными, подготовленными и действуя группой, все погибли, то что может сделать безоружный, неподготовленный и одинокий журналист?
Правда, и у нашего героя есть свои козыри здесь - именно отсутствие безрассудной храбрости не раз сослужит ему добрую службу, горький опыт упомянутых выше спецназовцев явно дает понять, что пытаться сражаться - тщетно. Довольно скоро он поймет, что проводить расследование дальше бессмысленно, после первой же встречи со громилой Крисом, вот только после нее же обратного пути нет - только вперед...
Терзаемый ужасом и смертельными опасностями, Майлз постепенно таки будет раскрывать многочисленные жуткие тайны этого места, поймет, почему оно стало таким, узнает, кто такой Громила Крис и как он стал чудовищем, увидит результаты секретных разработок могущественной частной корпорации и попробует с ними же бороться. Финал вышел совсем уж драматичным, но это лучше все видеть и расследовать самому - полнее будут впечатления.
Игровая механика в целом очень незамысловата - тут нет сложнорешаемых головоломок, игр с физикой, как в Half Life 2, например, нет заумных квестов, требующих складывать воедино разные паззлы в одну цельную картину. Зато есть огромная психушка, кишащая безумными и зачастую агрессивными пациентами, есть элементарная задача сбежать прочь из этого ада, есть камера с режимом ночного видения, спасающая в темноте, есть быстрые ноги, в конце концов.
Сама суть Outlast не в том, чтобы заставить игроков думать, нет. Запуская игру, вы словно погружаетесь в самый что ни есть настоящий фильм ужасов, где вам отводится роль бедной жертвы, отчаянно сражающейся за свое выживание. Никаких роликов с видом со стороны - все, что мы видим - только от первого лица, а мелькающие руки, ноги в кадре только еще больше заставляют себя отожествлять себя с бедолагой Майлзом. Направив камеру вниз, можно даже свою курточку увидеть. Кроме того, протагонист очень реалистично реагирует на любые негативные факторы - его трясет от страха, дыхание учащается, начинает всхлипывать, при ранениях кричит...
Примерно те же эмоции будет испытывать и сам игрок - мастера из Red Barrels очень тщательно подошли к проработке своего детища, чрезвычайно качественно проработав практически все аспекты игрового процесса. Само собой, когда из-за каждого угла на вас будет выскакивать какой-то монстр - это совсем скоро войдет в привычку и не будет пугать. Это явно учитывалось, потому что пугающих факторов на выходе получилось очень много и все они очень разные.
Это вообще сложно описать словами, потому что подобный эффект достигается за счет сочетания не одного и не двух элементов. Судите сами - мы в Outlast ведь действуем не на каком-то Марсе, и атакуют нас не какие-то невиданные выдуманные существа, а все выглядит вполне реалистично. Обычная психиатрическая лечебница, в ней - некогда обычные люди, которые после жестоких экспериментов над собой окончательно спятили. Кто-то стал агрессивным, кто-то нет... И это только больше нагнетает обстановку, иной раз не знаешь, от кого ждать опасности, а от кого не стоит.
Второй пугающий фактор - само место действия, его оформление и атмосфера. Запутанные многочисленные коридоры с еще более многочисленными комнатами, все вокруг завалено трупами, залито кровью, засыпано всевозможными человеческими останками. Кругом царит темнота, без камеры с ее режимом ночного видения не ступить и пары шагов, а батареек, так быстро разряжающихся, маловато... И на фоне всего этого ходят результаты нечеловеческой деятельности ученых из корпорации Меркоф, венчая всю обстановку вокруг. Тут любому станет не по себе, а уж с учетом того, что периодически будет случаться что-то внезапное и пугающее, невольно начинаешь пригибаться, осторожно выглядывать из-за углов чуть ли не по сантиметру, а не беспечно выбегать.
Третье, что обязательно нужно отметить в Outlast - звуковое оформление. По сути, это эталон работы композиторов и просто актеров озвучки. Абсолютно все звуки здесь, что называется, "в тему", они образовывают целую симфонию, которая лишь усиливает впечатления игрока. Истошные крики и вопли, таинственные шорохи, стуки, скрежет, тяжелые шаги громилы Криса, пронзительный свист при перемещении Билли... Не говоря уже о динамически реагирующей на события отлично подобранной музыке. То она утихает, то начинает буквально грохотать, когда нас кто-то увидел и начал погоню.
Игрок с самого начала и до конца ощущает себя загнанной жертвой, вынужденной изо всех сил убегать от преследователей, перескакивать через препятствия, хвататься за всяческие уступы и вскарабкиваться с них, лазить по мрачным вентиляционным шахтам, панически пытаться на ходу закрыть дверь прямо перед носом преследователя, успеть найти укрытие и спрятаться в нем до того, как в комнату ворвется враг...
Ну и последнее, на чем бы хотелось остановиться в перечне пугающих факторов - полная беззащитность главного героя Outlast, отсутствие какой-либо возможности оказывать агрессорам сопротивление. Даже кулаками махать против этих созданий, переживших жесточайшие опыты над собой, бесполезно. Не говоря уже о том, что подавляющее большинство врагов вооружено всяческими режуще-колющими видами оружия, или просто резиновыми дубинками. Или бейсбольными битами, в которые забиты гвозди.
А тот же громила Крис, например, вообще безоружен, но эта скала и без вооружения способна раздавить любого человека, что он с успехом и делал, судя по всему. Именно единственный вариант выживания, заключающийся в побеге, оставляет свой отпечаток на психике игрока, который начинает нервничать, а порой и вовсе паниковать. Добавьте еще факт, что есть довольно много темных участков. Камера главного героя снабжена встроенным прибором ночного видения, но он сам по себе не является панацеей - дальность обзора не превышает десять метров, а еще ночное видение быстро сажает батарейки, которых тут не так уж и много.
Кроме батареек, обыскивая комнаты, мы будем периодически находить всяческие документы, читая которые, сможем все лучше и лучше разбираться в том, что же тут все-таки происходило. Также лучше познать сюжет поможет камера - если вы бегаете с ней и снимаете все подряд, Майлз регулярно будет делать заметки в своем блокноте, где запишет свои умозаключения и мысли насчет того, что видит. Очень интересно зачастую это почитать.
Игровой процесс Outlast в стиле "идем, нарываемся на кого-то, начинаем убегать, прячемся, выходим и пробираемся дальше" регулярно разбавляется не самыми сложными теоретически задачками. Повернуть пару вентилей, нажать разные кнопки, найти ключ, или ключ-карту... Все эти незатейливые занятия превращаются в самое настоящее приключение - то громила Крис ходит по пятам и со всех ног летит на нас, едва увидит, то не видно ни зги даже с прибором ночного видения на улице под дождем, а от нас требуют отыскать ключ, в общем, скучать не придется.
Еще один жирный козырь Outlast - ее персонажи. Да, их тут не так много, но они получились чертовски колоритными. Сам Майлз, который, гоняясь за славой и деньгами, не побоялся полезть в этот дурдом, о чем потом сильно пожалел. Уже несколько раз упомянутый громила Крис, некогда работник службы безопасности Меркоф, которого работодатель наказал жесточайшим образом за попытки разглашения корпоративной тайны.
А чего стоит совершенно безумный доктор Ричард Трагер, с удовольствием режущий своих подопытных и пациентов, проводящий над ними жуткие эксперименты? Кроме всего прочего, доктор может похвастать еще и незаурядным чувством юмора. Вот он везет нас на кресле-каталке через этаж, залитый везде кровью. Рядом одна из его жертв издает истошные стоны, а он роняет гениальную фразу - "Ну и что, тебе этот язык все равно ни к чему был!". Отрезал Майлзу два пальца, мы сбежали - "Надо было сначала ногу отрезать, а то как-то это непрофессионально". В общем, хоть в блокнот записывай, что ни фраза - то шедевр.
Свихнувшийся на почве всего этого отец Мартин, один из немногих персонажей в игре, который к нам относится положительно - тоже запомнится вам надолго. Как и пара его бойцов, которые ходят вообще без одежды, потряхивая своим "хозяйством", а еще вооружены здоровенными тесаками, которыми они мастерски орудуют, убивая нашего героя с первого же удара. Про их тактические хитрости уже лучше промолчать, чтобы играть было потом интереснее.
Напоследок мы познакомимся еще и с автором всего этого проекта, который все же жалеет о содеянном, но уже ничего поделать не может - он старик, неспособный самостоятельно передвигаться, не то чтобы оказывать кому-то из здешних жителей сопротивление. Он бы и рад умереть, но его же "детище" Билли не позволяет этому случиться. В общем, персонажей не так много, но они очень запоминающиеся и проработанные.
Вообще, детальность проработки всего и вся - едва ли не главный козырь Outlast в целом. Куда бы вы ни посмотрели и куда бы ни пошли - везде просматривается колоссальное внимание к деталям. Это выдает крайне высокий профессионализм разработчиков, которые сознательно готовили полноценный ААА-хит, вкладывали в него всю душу, много времени и сил. Иной раз останавливаешься, осматриваешь одну из многочисленных комнат, после чего ловишь себя на мысли, что она, как и все остальные, не похожа на другие. В ней может вообще ничего не происходить, более того - она может быть необязательной для посещения, но каждая текстурка, каждая деталь архитектуры, мебели, следов насилия в этом заведении наглядно показывают всю серьезность подхода авторов.
Преуспели они и в графике - движок Outlast уверенно выдает очень даже натуральную, слегка зернистую (интересный эффект, кстати) и красивую картинку даже на минимальных настройках. Правдоподобный дождь, естественно выглядящее освещение, тени, детальность проработки персонажей, качество текстур и количество полигонов - все это впечатляет. А еще больше удивляешься, когда видишь довольно скромные системные требования, а еще есть даже поддержка Windows XP, что встречается все реже и реже, несмотря на немалое количество консерваторов, упорно не желающих менять привычную операционную систему. Что тут можно сказать? Браво, Red Barrels!
Что мы имеем на выходе?
Подводя итоги, нужно было бы упомянуть все основные достоинства Outlast и его же недостатки. Если с первыми все просто - потрясающе переданная мрачная атмосфера, увлекательный геймплей, интересный сюжет с кучей неожиданностей, эффектная для таких требований к системе графика, отменная оптимизация, просто первоклассный звук... То с другим все очень сложно. Явных недостатков за время прохождения игры так и не было обнаружено. Их можно заметить лишь если захотеть именно придраться, а не объективно оценить проект, но зачем? Зачем, если он, без преувеличения, великолепен? Я никогда не любил хорроров но, глядя на уплывающие снизу вверх финальные титры Outlast, только и думал - "Вот это да! Это феноменально!". Действительно, великолепная игра, которая вполне способна претендовать на почетное звание эталона целого жанра.