Обзор игры Metal Gear Solid 3: Snake Eater
Вступление
К моменту выхода Metal Gear Solid 3: Snake Eater серия MGS уже обрела бесспорный статус популярнейшего бренда, появление новой части в котором сродни взорвавшейся бомбе. Такое событие не заметить невозможно, к новинке сразу же приковывается большое внимание, а ожидания игроков традиционно высоки. Все предыдущие части серии были достаточно самобытны, но, отличаясь друг от друга общей атмосферой, сюжетом и даже главными героями, это были звенья одной цепи.
По тому же пути пошла и новинка - казалось бы, везде чувствуется особый шарм MGS, но при этом появляются и нововведения, существенно освежающие бренд, благодаря этому он не устаревает и постоянно развивается. Именно здесь впервые появились упоминания о Снэйках, The Boss и других персонажах, ставших впоследствии визитной карточкой серии.
Особенности игры Metal Gear Solid 3: Snake Eater
Сюжет рассказывает о событиях шестидесятых годов двадцатого века - талантливый советский ученый с фамилией Соколов занимается разработками передового оружия. Но затем он решил предать свою страну и сбежать за океан, вследствие чего эта самая страна развернула на Кубе ракетные комплексы с ядерными боеголовками. Это вынудило Штаты пойти на уступки Хрущеву, который требовал сдачи ученого обратно на Родину. Когда тот был вынужден вернуться, его сразу же посадили под домашний арест в отдаленном режимном объекте, расположенном где-то глубоко в Сибири.
Тут, конечно, авторы перестарались, сделав из далеко не теплого региона самые что ни есть натуральные джунгли, но не об этом речь. Спецслужбы США каким-то образом умудрились выяснить, где именно заперли ученого, потому они решили выслать за ним молодого оперативника под позывным Naked Snake. Последний является асом своего дела и поначалу все проходит так, как и надо, но вот когда в дело вмешивается его бывшая наставница, являющаяся по совместимости еще и хорошим товарищем - обстановка стремительно усугубляется.
Предавшая американское правительство матерая диверсантка Босс последовала примеру Соколова, перейдя по другую сторону баррикад, только наоборот с запада на восток. Она действует не одна - у нее есть целый отряд "Кобра", который последовал вслед за своим лидером. Перейдя на сторону Союза, Босс подарила новому начальству портативную ядерную боеголовку, которую полковник Волгин испытал на ближайшем же объекте на советской территории. И все бы ничего, если бы не подозрения Хрущева, упавшие на США - в момент ядерного взрыва неподалеку засекли американский самолет.
У Штатов всего неделя, чтобы доказать, что они тут не при делах - бравому оперативнику Naked Snake ставят еще задачу - помимо освобождения Соколова, нам теперь еще нужно помочь диверсанту найти доказательства, что Америка ко взрыву не имеет никакого отношения. Казалось бы, довольно глубокая история, которой бы хватило на три средние игры в таком жанре, но вы ошибетесь, если подумаете, что на этом хитросплетения сюжета закончатся. Поверьте, это - всего лишь завязка, а вот дальше нас будут постоянно удивлять, подбрасывая неожиданные повороты сюжетной линии.
Глубина проработки персонажей в Metal Gear Solid 3: Snake Eater также на высоте - о каждом из них у игрока сразу же складывается определенные впечатления. Которые, к слову, в подавляющем большинстве случаев окажутся обманчивыми - почти все герои на деле оказываются совсем не теми, кем казались изначально. Кроме всего прочего, даже после финала повествования остается некая ширма загадочности, по многим деталям игроки до сих пор ведут жаркие споры.
Те, кто на основе слов, написанных выше, сделают для себя выводы о русофобском сюжете игры - будут неправы. Повторюсь, сюжет на проверку оказывается гораздо глубже и продуманнее, чем кажется поначалу. Здесь СССР вовсе не представлен в качестве изгоя, да и злобный полковник Волгин никак не является олицетворением огромной страны. Все решают только персоналии и ничего больше. Кроме всего прочего, при разработке проекта Konami даже обращались за помощью к неизвестным "экспертам" по нашей необъятной Родине.
Это помогло не допустить в проекте откровенной клюквы с медведями на унициклах с автоматами наперевес, но кое-где все же отчетливо просматриваются факты, достоверно указывающие на то, что игру создавали люди, которые от СССР находятся так же далеко, как Владивосток от Мурманска. Чего стоит только бравый майор Оцелот, который почему-то щеголяет капитанскими погонами. И подобные промашки встречаются регулярно в остальных аспектах, но все же такие недоработки не влияют на игру особо негативно.
Тематика игр со страны восходящего Солнца зачастую поражает своим универсализмом - там легко умудряются совмещать, казалось бы, совершенно несовместимые вещи. На одном-единственном диске втулить динамичные мордобои, мутантов, глубокие мысли, заставляющие игрока задуматься, не говоря уже о заводном саундтреке, пусть он и "попсовый". Протагонист нам изначально подается как истинный патриот своего государства, беспрекословно доверяющий своему начальству.
Но вот по мере того, как он узнает некоторые детали, тем больше убеждается что любовь к Родине и слепое выполнение приказов властей - совсем не одно и то же. То же самое можно применить и к характерам других персонажей, которые раскрываются постепенно, порциями, что выглядит очень интересно. О ком бы не шла речь, будь это малоприятный Оцелот, умная Босс или эффектная Ева - каждый персонаж проработан тщательно и с любовью. Что удивительно, это касается даже откровенно второстепенных персонажей, которых мы и не видим толком в течение прохождения.
Что касается игрового процесса, то если сам стиль игры остался прежним, то сама механика была усовершенствована. Так, враги наконец-то перестали страдать от тотальной близорукости - они без труда вас вычислят даже в тени или высокой траве, если подпустите слишком близко к себе. Зато свою заметность можно снижать, подбирая правильный камуфляж, чем он уместнее, тем меньше вероятность, что вас заметят. Все просто и логично - ночью глупо одевать одежду белого цвета, в то время как на фоне снега, например, одеть что-то черное, зеленое и так далее - аналогично неуместно.
Для тех, у кого с логикой совсем туго, авторы предусмотрели подбор оптимального костюма автоматически, но это не навязывается - игра лишь предлагает, но финальный выбор все равно за игроком. От этого выбора будет зависеть многое, но не все - распластавшись на животе, вы существенно снизите свою заметность даже в плохом камуфляже, а заодно получите возможность тщательно изучить обстановку вокруг с видом от первого лица.
Авторы не дошли до абсурда - у нашего героя имеется картонная коробка, в которой он может прятаться от врагов. Но то, что отлично позволяет прятаться от супостатов в складских помещениях, в зарослях джунглей лишь рассмешит противников. Но от этого ситуация сильно не усугубится, ведь в лесах и без коробки есть, где спрятаться - за деревьями, в высокой траве и так далее. К тому же, даже если вас заметят и враги откроют огонь на поражение, протагонист удивит своим богатырским запасом здоровьем, выдерживая существенный урон.
Есть и другие фишки, благодаря которым у игрока есть хороший стимул действовать скрытно. Например, есть вариант выбить у врага из рук его оружие - сделаете противника беззащитным. Или лишите его возможности связаться с коллегами, просто выстрелив у рацию. Правда, игра здорово сбалансирована, будь так просто выполнить перечисленные выше действия, она бы была просто неинтересной. Вот и получается, что попасть в правую руку, а уж тем более в рацию - задача все-таки не из легких, да и на меткость Снэйка влияют отдельные параметры, за которыми придется следить игроку.
Например, очень важно, чтобы протагонист себя нормально чувствовал, был отоспавшимся и сытым. В таком состоянии он и стреляет точно, и бегает безустанно много. В то время как вымотанный Снэйк - плохой Снэйк, у него руки едва вообще тяжелое оружие удерживают, они трясутся, потому о меткой стрельбе речь вообще не идет, как и о забегах на большие дистанции. Потому напрашивается простой вывод - чтобы выжить в советских джунглях (да, смешно), очень важно ловить и собирать все съедобное. При этом суровый реализм достигает апогея в том, что продукты питания имеют здесь естественное свойство портиться с течением времени, так что запастись на год наперед не получится.
Система повреждений в Metal Gear Solid 3: Snake Eater реализована очень интересно - здоровье имеет свойство само восстанавливаться с течением времени, но есть и аптечки. Которые днем с огнем не сыщешь, потому у игрока появляется лишний стимул вести игру скрытно и осторожно. При этом само по себе здоровье не восстанавливается - чтобы начать процесс реабилитации, необходимо оказать самому себе медицинскую помощь - раны перемотать, продезинфицировать, если пулевое ранение - пулю надо извлечь. Переломы нужно закреплять и бинтовать, в общем, все сделано интересно и правдоподобно.
Ответить врагам есть чем - у нашего шпиона имеется целый арсенал оружия и гаджетов, оказывающих значительную помощь при борьбе с супостатами. От миноискателя до разношерстных радаров и даже инфракрасных очков, позволяющих протагонисту вычислять даже самых лучших мастеров маскировки. То же самое касается и оружия - в нашем распоряжении здесь пистолеты, револьверы, дробовики, снайперки. Не говоря уже про то, что Снэйк может дать отпор врагам и в рукопашном бою, будучи обученным разным приемам.
Никуда не делись и другие фишки, за которые люди полюбили серию - возможность использовать врага как живой щит, возможность заставить противника сдаться, также есть в комплекте замечательные ролики, которые по-прежнему тщательно проработаны и кинематографичны. К слову, сама игра очень красивая в плане графики, она радует глаз всем, от спецэффектов до текстур и детализации. То же самое можно сказать и про звуковое оформление.
Заключение
Metal Gear Solid 3: Snake Eater - это один сплошной win, куда бы вы ни посмотрели. Здесь практически нет недостатков, игра по-настоящему достойна относиться к легендарной серии.