Обзор игры Metal Gear Solid 2: Substance
Вступление
Вторая часть культового стелс-экшена Metal Gear Solid 2: Substance изначально разрабатывалась только на PlayStation 2 и Xbox - многочисленные поклонники оригинала, не владеющие вышеуказанными консолями, уже посыпали головы пеплом от досады. Но и на их улицу пришел праздник - сиквел популярнейшего шпионского боевика портировали с PS2 на ПК, причем Substance можно смело называть первой по-настоящему хитовой игрой, которую перенесли на персональные компьютеры с приставок.
Более того, проект дошел к релизу одновременно с консольными собратьями, игрокам ждать не пришлось, пока авторы соизволят выполнить порт - на это обычно уходит немало времени. Удалось ли сиквелу пойти по стопам легендарного оригинала - попробуем разобраться дальше в этом обзоре.
Особенности Metal Gear Solid 2: Substance
Начало любопытное. Мы начнем свои приключения здесь на военном танкере, который захватили... Кто бы мог подумать? Очередные злые русские. Судно перевозило новую модель огромного боевого робота, названного Metal Gear. В остальном же начало кампании никаких сюрпризов пока не готовит - мы все так же прячемся от глаз многочисленных врагов, страдающих серьезной близорукостью, все так же периодически натыкаемся на суровых боссов, совладать с которыми уже на порядок тяжелее. Все те же километровые ролики, пересмотреть которые не всем хватит терпения, что в общем-то зря - они поставлены мало того, что интересно, так еще и с юмором.
В общем, сиквел определенно покажется игрокам, знакомым с оригиналом, его практически полной ловкостью. Враги по-прежнему не могут похвастать бдительностью, пока они стоят и всматриваются в стены, вы зачастую сможете спокойно проскользнуть прямо у них перед носом и остаться незамеченным. Попутно мы будем загружать в сеть компрометирующие материалы, успеем встретиться с уже знакомыми колоритнейшими персонажами, вроде Оцелота и Ликвида, который воскрес. Правда, он появится тут буквально на несколько секунд, но отсылка такая все равно радует.
А еще в Metal Gear Solid 2: Substance поменялся протагонист - теперь в качестве главного героя выступает Райден, который выглядит, в отличие от своего предшественника, далеко не так мужественно. Он куда больше смахивает на участника группы, играющей в жанре J-Rock, чем на очередного воина добра, рискующего своей жизнью ради вселенской справедливости. К слову, такая ротация наглядно демонстрирует и изменившийся сам настрой игры, не непосредственно геймплей, который почти не изменился, а именно настрой.
Мы все привыкли, что MGS - качественный шпионский боевик, отличающийся колоритными персонажами, умело введенными в сюжетную линию. Metal Gear Solid 2: Substance же куда больше похожа на пародию, чем на серьезную игру - здесь много юмора, порой это очень очевидно. Чего только стоит бесшабашный упитанный подрывник, катающийся на роликах? А если вспомнить про бравую представительницу негроидной расы, которая совершенно неуязвима и таскает с собой огроменную пушку?
Есть и другие не менее заметные персонажи, например, вампир, который очень негативно относится к огнестрельному оружию. Все герои сняты в роликах на игровом движке, эти самые ролики традиционно длинные и их традиционно много. Но это - именно достоинство игры, а не недостаток, так как что их суть, что реализация - на высший балл. Тут можно упомянуть как яркие и зрелищные спецэффекты, так и традиционно сильный в целом сюжет, готовящий кучу неожиданных поворотов, и даже его полная линейность никак не смущает.
Также игра радует красивым эффектом замедления в наиболее подходящие для этого моменты, камера эти самые моменты тоже хорошо "чувствует", лихо вылавливая метко пущенные во врагов пули. Добавить сюда еще и качественную анимацию, выглядящую очень натурально - авторам остается только поаплодировать. Умелый мастер Кодзима сделал свою игру даже в большей степени кинематографичной, чем многие успешные голливудские боевики. К слову, к последним регулярно встречаются забавные отсылки - еще один повод внимательнее следить за роликами.
Но есть у Metal Gear Solid 2: Substance и серьезные недостатки. На первом месте, безусловно, управление. Сразу же к самой основной проблеме - тут напрочь отсутствует возможность целиться при помощи мыши. Да-да, в игре на ПК целиться мышью не получится - все это последствия порта с консолей. Игроку на компьютере приходится воевать не сколько с противниками, столько с чудовищным и совершенно неинтуитивным управлением - куча комбинаций из одновременно зажатых клавиш мало кого порадует, как и попытки навестись на цель при помощи клавиатуры и с запустившимся зачем-то видом от первого лица.
Выход тут один - вас выручит только аналоговый контроллер Dual Shock для ПК, без которого особых шансов в здешних боях у вас не будет. Да и удовольствие какое-либо получить с таким управлением без контроллера практически невозможно, хотя, все люди разные и чисто теоретически могут найтись и сторонники кривоватой схемы.
Игровой движок совершенством не блещет - он слегка допилен, теперь умеет выдавать уже солидное разрешение экрана 1600 на 1200 пикселей, но сама картинка, честно говоря, более впечатляющей от этого не стала. Нехватка детализации, мыльноватые мутные текстуры, тени прорисованы так, что лучше бы их вообще не было, не хватает нормального динамического освещения... В общем, качество порта на персональные компьютеры серьезно разочаровало.
Разительных отличий от консолей нет, кроме разве что возможности менять графические настройки и переставить под себя управление, но без джойстика я бы советовал даже не пытаться это делать - все равно быстро поймете, что это - пустая трата времени. Зато если не смотреть на проблемы с управлением, есть и кое-какие позитивные сдвиги - например, была существенно доработана акробатика. Персонажи теперь умеют не только вести огонь, прячась в укрытиях, но и повисать на руках на карнизах и трубах, плавать в воде, вскарабкиваться на ящики.
Также в Metal Gear Solid 2: Substance можно перетаскивать тела поверженных врагов, лихо исполнять эффектный акробатический трюк "колесо", при этом даже не притрагиваясь верхними конечностями к земной поверхности. Также протагонист отменно владеет катаной, а еще у него есть пистолет с глушителем, благодаря чему можно застать врага врасплох и вынудить сдаться. Кстати, о врагах - их искусственный интеллект также был доработан, теперь они ведут себя куда умнее и адекватнее. Так, наткнувшись на вас, они предпочтут сразу поднять тревогу и позвать соратников на помощь, а уже потом попытаются разобраться с вами сами.
А еще, когда вы кого-нибудь вырубите и уложите спать в укромном углу, сможете услышать переговоры противников по рации. Те начинают беспокоиться, что один из своих не выходит на связь, подозревают его в том, что он уснул - требуют проснуться, само собой, тщетно. Далее идет соответствующая реакция - приказ его напарникам найти и разбудить. И что бы вы думали? Приходят и пытаются будить, если вы его не убили насовсем, конечно, а просто оглушили.
Вообще, Metal Gear Solid 2: Substance даже не пытается достичь успеха, ориентируясь на западные аналоги. Эта игра совершенно другая, в ней на первый план выходит вовсе не игровой процесс, а сама история и стиль ее подачи играющему. Кинематографичности добавляет и очень шустрая подгрузка уровней, которая вообще почти не замечается, не давая отвлекаться лишний раз и терять концентрацию внимания. Складывается ощущение, что здесь действие происходит беспрерывно, как в реальной жизни.
Конечно, игра, которую можно назвать интерактивным фильмом, понравится далеко не всем - у нее свой собственный шарм и своя специфика. Угодить всем авторы явно даже не пытались, да и первая часть протоптала для сиквела проверенную тропинку, у разработчиков на основе отзывов об оригинале была хотя бы уверенность, что их идеи многим интересны. Разумеется, при таком раскладе многие просто не будут успевать за крутыми виражами сюжетной линии, без которых игра сразу же блекнет и теряет свой первозданный смысл.
Заключение
Metal Gear Solid 2: Substance - это гораздо больше повествование истории, а не игровой процесс. Игра очень специфическая, но при этом у нее полно аргументов, которые говорят в ее пользу. Она порой слишком абстрактна - к примеру, вы сражаетесь с огромным роботом Metal Gear один на один, тут любая ошибка может стать для вашего героя последней.
Что не помешало авторам сделать еще одну битву, которая должна была стать эпичной, но стала провальной. Так, нас ставят против троих ходячих роботов с хвостами (для баланса, что ли?), которые, несмотря на свою внешнюю мощь, выглядят смешно, да и воюют тоже. Что это за робот такой, если его может одним махом перерубить катана? А пули, выпускаемые этими машинами? Возможно, плевок какого-нибудь гопника нанес бы главному герою больше урона, чем эта суперсовременная бронетехника.
Именно в этом и кроется вся суть сиквела - он самобытен, он не пытается "косить" под другие бренды, успешно продающиеся на рынке видеоигр. И пусть тут нет такого блестящего геймплея, какой есть, например, в Hitman или Splinter Cell, но зато тут мы словно сами переживаем все приключения Райдена, оказываемся в его шкуре - так все грамотно подается. Жаль, что разработчики не соизволили сделать мало-мальски удобное управление. Так бы и без того приличная игра стала бы еще успешнее.