Обзор игры Sid Meier's Civilization 3
Практически всем геймерам со стажем знакома игра "Цивилизация". А те, кто о ней даже и не слышал, не имеют и малейшего представление о гениальном западном игровом дизайне. Концепция этой игры заключается в гениальной красоте. Конечно, о продолжении "Dune 2" и "Warcraft 2" знает большее количество людей, чем о Civilization II и Civilization III, при разработке которых было вложено множество удачных и не очень идей. Но сейчас не об этом, ибо в истории остается память только о победителях, которых не судят.
Итак, приступая к обзору Civilization III, нужно сказать, что если бы ее не было, то она в любом случае была бы придумана, потому что эта игра является заключительной в серии "плоских" игр. Наверное, Firaxis бы не удалось по-максимуму использовать возможности 2D в нуждах игровой задумки, однако времена были другие и видеокарты тоже. Стоит отметить, что карта мира прорисована очень красиво и правдоподобно. На ней находится огромное количество ресурсов, начиная от стратегических и заканчивая роскошью, которые гармонично сливаются с локациями. Все очень красиво и уместно, даже язык не поднимается назвать это все примитивщиной. Даже игровые единицы стали более похожими на людей: они бегают, воюют, зрелищно взрываются - мечтать о большем десять лет назад было бы неразумно.
Если в обзоре игры Цивилизация 3 сложить все впечатления от увиденного, то можно однозначно сказать, что графика полностью соответствует требованиям, царившим в те времена. Их даже можно было бы применить в разработке пошаговых глобальных стратегиях.
Культурный шок
Одним из самых главных новшеств в игре является появление разметки государственных границ. Естественно, что можно не обращать на них внимания, но если случайно топор соседа поцелует ваше лицо, то сразу знайте, вы уже на его территории. Еще играя в саму первую игру, хотелось определенных границ, чтобы всем показать, кто тут хозяин. И вот по истечению десяти лет мечта воплотилась в реальность и на карте красуются эти пестрые полосочки. Продолжая обзор Civilization III, хочется поговорить и об основной боли игры - об искусственном интеллекте, который рано или поздно нарушит ваш покой и равновесие.
Конечно, когда находишься в самом начале игры, то присутствие ИИ не мешает особо, но вот продвинувшись вглубь, он сильно начинает мешать. ИИ может вторгнуться на чужую территорию только из-за болезненной любознательности, прекрасно понимая, что ваши воины, вооруженные вилами не под стать вражеским мушкетам и пушкам. По мнению искусственного гения, это вполне логично. И тут все труды дипломатических переговоров сводятся на нет, границы размываются…
Продолжая обзор Цивилизация 3, хочется акцентировать внимание на границах, которые помечаются не как-нибудь, а от уровня развития культуры. Тут идет прямая зависимость: чем больше в ваших метрополиях храмов, чудес света, библиотек, тем выше будет подниматься этот показатель. К тому же, каждый город наделен своим культурным развитием и от него тоже зависит расширение границ страны. В конечном итоге, просуммировав этот показатель, определяется чемпион. Становится интересным, что заставляет завидовать этой сладкой жизни государству с высокой бытовой культурой? Но, как бы там ни было, непременно нужно поговорить о самом демократичном способе захвате чужих поселений - переманивание.
Дальше в обзоре игры Civilization III стоит разобраться в этой довольно мутной и не совсем понятной системе. Конечно, если противник имел неосторожность построить свое захолустье где-то вблизи вашей столицы, то естественно, что его голодные и обездоленные жители будут хотеть жить на вашей территории. Но вот самый настоящий ребус начинается тогда, когда соседями оказываются крупные и развитые города разных государств. Нельзя до конца разобраться в том, кто и на кого оказывает влияние. Единственное, что понятно, это то, что должна быть огромная культурная разница, но насколько - нет пояснений.
Причины вымирания ацтеков
Наверное, они вымерли потому, что в современном мире их воин-ягуар просто не имеет шансов. В дальнейшем обзоре игры Цивилизация 3 стоит остановиться на народностях, присутствующих в игре, которых насчитывается 16 разновидностей. Однако, они не все могут составить друг другу полноценную конкуренцию. Конечно, распирает от гордости за русских, которые, как стало известно по слухам, были одной из самых популярных наций на Западе ввиду того, что имели уникальные особенности: отличные познания в науке, стремление к экспансии и так далее. Все эти качества делают из нации отличный фундамент для строительства новой крепости, которая поглотит все остальные нации. В самом начале игры, каждая страна получает в свое распоряжение два особых знания, которые довольно быстро могут быть нивелированы стремительным развитием науки и техники. Конечно, стремление воевать, распространять определенную религию и вести торговые отношения соответственно сказываются на игровых моментах. К примеру, государства, которые с головой погружены в развитие науки, вместе с переходом из одной эпохи в другую получают в виде награды особое открытие и знания. Достаточно неплохой бонус.
Теперь в обзоре Цивилизация 3 поговорим об уникальных юнитах, которые присутствуют у каждой народности. Эта единица, на самом деле, представляет из себя улучшенную версию базового юнита. Например, императрица Екатерина II смело может гордиться казаками, которые являются, по сути, улучшенной кавалерией. Конечно, если взять во внимание эту особенность, то смело можно планировать военный поход. А вот ацтекам и римлянам лучше всего как можно раньше начинать военные действия, пока они живут в свое время, из-за того, что в недалеком будущем они просто будут нелепы со своими мечниками и копьеносцами. Русские должны подсуетиться в ту эпоху, когда порох был изобретен. Владельцам немецкой бронетехники лучше участвовать в современных сражениях. Очень странно, что американцам больше всех не повезло, потому что их F-15 практически бессмысленное и недейственное оружие: истребитель бессилен при захвате городов, радиус действия - маленький. Поэтому, пользы с него, как с козла молока.
Стоит в этом обзоре Цивилизация 3 сказать, что в игре присутствует на редкость абсурдная ситуация, в которой копейщик может заколоть танк. Да, именно так. Если внимательно прочитать справку внутри игры и постоянно следить за глобальной картой, внимая числовым характеристикам, то сразу заметите, что оборонный юнит получит бонус в тот момент, если завести его в горы. Но обратно, все слишком размыто и туманно, однако, в принципе концепция ясна. Поэтому в Civilization III война - это удел толпы. С помощью генератора случайных чисел можно обезвредить танк в схватке с боевым слоном. Поэтому запасные юниты всегда должны быть в наличии.
Также стоит отметить, что боевой юнит может вернуться с поля боя не только с увеличенной до пяти полоской жизни, но и в обнимку с генералом - уникальным юнитом, который сгенерировался в силу великих боевых достижений. Именно с генералом нужно странствовать по городам, таким образом, создавая армию. Армия, в свою очередь, - это своеобразное объединение трех юнитов в один, потому что появляется общая полоса жизни (может достигать 15 пунктов) и сохраняются все уникальные умения состава армии, а потом могут быть умножены на атакующую скорость. Таким образом, на выходе имеем армию-мечту, которую нужно ценить.
Продолжая обзор игры Цивилизация 3, пару слов нужно сказать и о небольшой революции, произошедшей в игре. Отныне поселенцы не работают в поле, потому что для этого есть специальный работник. Если возникает потребность в прокладывании дорог, выкапывании шахт, очистки почвы от ядерного взрыва, то нужно воспользоваться услугами работника. К тому же, управлять им вручную довольно быстро надоедает, и он сам просится на перевод в авторежим. Поэтому советую вам поступить именно так, не пожалеете. Но, если вам больше нравится возиться с не одним десятком таких рабочих вручную - то пожалуйста. Чем ближе к финишу, тем больше рабочих, соответственно компьютер дольше и мучительней обдумывает их рациональное использование. Даже на современном компьютере игра медленно принимает решения, не хочется даже думать о том, насколько долго все это длилось в прошлом.
Прошлое и нынешнее
Если честно, то довольно сложно сказать, что именно изменилось. На первый взгляд, игра полностью изменилась, а на второй - суть не поменялась совсем. Продолжая обзор Цивилизация 3, хочется приятно отозваться о деталях, присмотревшись к которым, увидишь существенные изменения. Например, интерфейс был доработан - теперь нет такого нагромождения панелей на основном экране, была кардинально изменена концепция торговли - нет необходимости больше пускать в ход караваны, можно просто торговать с теми странами, к которым есть доступ по морям и дорогам. А ресурсы стали самым главным - сейчас не стоит выбирать те участки, которые бессмысленно расположены около речки и леса, не имеющие полезных ископаемых, нужно останавливать свой выбор на тех, где стоит важный знак, например, железо и так далее. И конечно, о горах - теперь нет возможности заранее предугадать место рождения урана или селитры.
Конечно, за все эти ресурсы нужно вести кровавые баталии, чтобы сталь обладателем трех баррелей нефти. Стоит отметить в обзоре игры Цивилизация 3 важный момент - теперь нужно не просто находить ресурсы, а постоянно их искать, не останавливаясь на достигнутом, потому что по истечению времени, имеющиеся могут внезапно закончиться. Однако, может произойти и обратное - полезный ресурс внезапно обнаружится около одной из ваших метрополий. Поэтому в дипломатическом окне наиболее запрашиваемая информация после обмена картами и технологиями, о ресурсах.
Недавно "1С" был выпущен сборник из трех частей игры, начиная с первой. Сзади коробки красуется надпись "Windows XP". Однако, в этой системе, выполняя все необходимое для победы в космической гонке при запуске ролика, игра сильно ругается и внезапно чернеет, а потом выпадает на рабочий стол. Помнится, что при переходе между эпохами, в пиратской версии, игра тоже выделывала подобные фортеля, выпадая на рабочий стол, ввиду отсутствия в ней определенных файлов в директориях. И после десяти лет, официальная версия, практически Рим победил и тут появляется сообщение о том, что нет доступа к какому-то файлу. Плохое D?j? vu.
За километр
В завершении обзора игры Civilization III можно до бесконечности перечислять такие перлы как "великий зулус", "забытый немец", "жадный индус" и прочие. В таких смешных информативных надписях очень легко разобраться "who is who". Конечно, эта игра гениальна - наличие самой качественной 2D графики, появление границ, интересная концепция ресурсов, музыкальное оформление. Но, все-таки ей чего-то не хватает, как и четвертой и пятой части. Того, что не можно потрогать. Наверное, это ореол, парящий над самой первой Цивилизацией. Да, она была культовой. Но все же не стоит очернять и третью часть, которая тоже имеет право называться отличной игрой, ввиду всего вышеперечисленного.