Обзор игры Medieval: Total War
Вам теперь нужно отложить в сторону теплое сакэ, потому что увлекательный шахматно-тактический симулятор Shogun: Total War уже занял достойное место в истории и может спокойно отдыхать. Теперь настала очередь перенестись в средние века в Европу и посмотреть на костры из гор трупов, больных чумой. Всем поклонникам серии игр Total War можно не переживать, потому что в сиквеле они будут чувствовать себя в своей тарелке.
Harder, Better, Faster, Stronger
Итак, приступим к обзору игры Medieval: Total War. В самом начале хочется отметить, что разработчики расширили площадь игрового пространства. Также, ими были созданы еще 12 различных наций, обитающих в этом виртуальном мире. Тут же рыскают нацисты, во главе которых стоит Финляндия. Здесь можно выбирать одну из трех религий: ислам, католицизм и православие. Также улучшилась графика: здания почти переползают на вторую страницу, а кусты превратились в секвойи. Появились лучники двух видов, внеслись разнообразия в модельный ряд пушек, можно выбирать из пяти типов кавалеристов и множества наемных воинов. Но делая краткий обзор игры Medieval: Total War стоит сказать, что масштабы карты были уменьшены, поэтому довольно неприятно все разглядывать, напрягая зрение, и пытаясь с помощью мыши, разыскать необходимый юнит. В игре все довольно однообразно, но буду соблюдать последовательность. Так что читайте далее.
Если сосредоточить свое внимание на человека, который будет занят перемещением фигурок в стратегическом режиме игры, то сразу наклевывается мысль о том, что дизайнеры изрядно поленились. Никто не спорит о том, что исходную концепцию разработчики не меняли. Все также нужно завоевывать близлежащие территории и государства, заниматься построением разных сооружений, чтобы открывался доступ к очередным возможностям, можем влиять на налоги и поддерживать боевой дух наемников. В этом обзоре игры Medieval: Total War нужно напомнить о том, что основной целью является захват всех государств и стран, чтобы рейтинг вознесся до максимальной отметки. Например, татаро-монголы могут предложить вам захват определенных стран, по которым проходит необходимый им Шелковый путь. А русские должны сохранять контроль над регионом "Московия" (хотя не понятно, что имели ввиду разработчики, указывая "Muscovy"). Все перемещения в игре проверяются не в постоянном режиме, а периодически, в определенное время. Нужно всегда быть начеку, потому что если вы не сможете отбить нападение на столицу в 1350 г, например, то не удостоитесь какого-то бонуса и т.д…
Стоит отметить, что и модель экономики не изменилась, практически аналогична Shougun. И этот факт не очень обрадовал фанатов серии, которые имеют хоть какие-то финансовые знания. Естественно, чем больше построек будет приносить доходы, чем выше будет коэффициент сельского хозяйства и налоги с населения, тем быстрее будет наполняться ваш кошелек флоринами. Для тех, кто не в курсе, это унифицированная денежная единица Средневековья. В игре Medieval: Total War была добавлена и прибыль, которую приносит торговля. Но стоит отметить в обзоре игры Medieval: Total War тот момент, что экспортные и импортные операции сделаны на редкость топорно. Если вы хотите, чтобы в ваш порт поступали товары из-за рубежа, то нужно разместить в тех водах, которые вблизи вас хотя бы по одному судну. Как только вы это сделаете, то придется отвечать за безопасность маршрута. Так как в принципе не возможны красочные впечатляющие сражения между захудалыми суденышками, да еще и с таким слабым движком, то все сводится к бою, которого просто невидно из-за микроскопичности происходящего.
Делая краткий обзор игры Medieval: Total War, стоит пару слов сказать о основных расходных статьях, в которые входят строительство и содержание армии. Если поднимите налоги, то будьте готовы сразу увлажнять почву религиозного фанатизма у местных жителей и бойцов, чтобы те с еще большим усердием трудились и защищали вас. Всего лишь возведите несколько церквушек и новую неприступную крепость, также подкиньте нескольких бродячих священников и можете не бояться никакого восстания. Но это только на время.
Superheroes
Приятный момент в том, что полководцы-генералы изменились в лучшую сторону. Из неврастеничных марионеток, какими они являлись в Shougun, превратились в настоящих ролевых героев, у которых даже есть черты характера. Так вот, если увидите перед собой персонажа с высоким параметром "Dread", то можете смело его отправлять на расправу с повстанцами или слабыми противниками. Также сейчас в обзоре игры Medieval: Total War стоит немного рассказать о тех героев, которые являются набожными (Piety). Они также важны, потому что эти командующие могут понизить вероятность бунтов, созревающих на почве религиозных разногласий. Также важными являются и такие параметры как: Command, Acumen (наделенный деловыми навыками) и Loyalty. Для тех персонажей, которые управляют всеми, им еще прибавляется титул Influence.
Но когда уже нужно сражаться, то в игре имеет значение не только статистика, но и моральный дух полководцев. Основное правило в игре Medieval - чем выше боевой настрой боевого командира, тем эффективнее будет сражаться армия под его руководством. Также делая обзор игры Medieval: Total War стоит отметить, что если вы будете уверены в проигрыше заранее, то обязательно проведите моральную подготовку своих бойцов, и победа будет на вашей стороне. Конечно, немаловажную роль играет и мощные юниты, крепкая броня и улучшенное оружие.
Относительно личных качеств правителей, принцесс и полководцев, то нет определенного мнения. Конечно, они могут создать уникальные возможности в дипломатических отношениях, но с другой стороны, растет количество внутренних и внешних интриг. Если у вас будет служить очень гордый властный и жестокий генерал, то будет достаточно только одного неправильного движения в его сторону, и он тут же пойдет против вашей власти. Относительно губернаторов, то жадность от них никуда не делась, они то и делают, что обирают трудяг, понижая Loyalty до рискованного уровня. Но вы имеете возможность заткнуть всем недовольным воякам рты, повысив их в звании, чем улучшите их статистику и усмирите их жажду власти.
Конечно, титул - это вещь, которая может переходить от одного к другому. Если вы захотите отобрать у какого-то управляющего титул, то можете воспользоваться следующими рекомендациями: просто ликвидировать его, или нажать на drag'n'drop с одной фигурки на другую (как по мне, то очень скучно), или же устроить ему позор у столба (например, в провинцию приезжает какой-то чиновник, который на глазах у всех лишит персонажа звания). Естественно, что при таких обстоятельствах лояльность униженного упадет, так что смело нанимайте киллера.
Продолжаем обзор игры Medieval: Total War и поговорим о тех случаях, когда будете иметь дело с такими чиновниками высоких постов, у которых свои скелеты в шкафу. Они в первую очередь подвержены шпионским атакам. Поэтому не удивляйтесь, если с самого утра услышите новость о том, что король Эдвард III - педофил.
Дела шпионские
Если говорить честно, то стратегический режим в этой серии Medieval довольно скучноват, но было бы еще хуже, если бы не присутствие огромного количества способов грязной дипломатической политики. Те эмиссары, которые в Shogun были на уровне "голова на блюде" или "десятая нога справа", теперь имеют существенный политический вес и отличные умения в контршпионаже. Продолжая обзор Medieval: Total War также стоит отметить, что услугами этих людей пользуются короли и принцы для того, чтобы найти невесту, отследить местонахождение шпионов других государств, заключить мирные соглашения или ликвидировать неугодных генералов, отбирая у них персональные повозки с мигалками. Но самое главное в эмиссарском умении - это многолетнее тайное распространение секретной информации вражеским армиям. Если вы таким образом купите войско, то рискуете быть преданными в самый неподходящий момент.
Для ликвидации VIP-чиновников, используйте ассассинов. Тут можно убивать направо и налево. Уровень сложности в прямой зависимости от ранга жертвы и профессиональных умений самого ассассина. Конечно, не стоит забывать, что профессиональные качества возрастают с каждым новым убийством. Поэтому лучше сначала потренироваться на бродячих священниках, а уже потом отправляться за головой английского Принца. Теперь в обзоре игры Medieval: Total War пару слов стоит сказать о принцессах, которые играют здесь немаловажную роль. Они выступают в качестве "голубей - миротворцев", потому что нет самого удачного и выгодного метода скрепить мирное соглашение двух воюющих государств удачным брачным союзом. Конечно, если вдруг случится так, что все новые родственники мужского пола погибнут, то отец невесты считается полноправным претендентом на половину богатств и земель умершего. Но это не относится к странам, исповедующим ислам, потому что шейхи "делают" только мальчиков.
А теперь в обзоре Medieval: Total War поговорим о еще одном довольно хитром и подлом инструменте - о религии. От нее потерпают в основном только монархи, исповедующие католицизм, из-за того, что Римский Папа в окружении швейцарской армии, начинает постоянно вмешиваться в государственные дела и указывать, что и как нужно делать. Если вдруг вы будете в роли короля Франции и начнете конфликтовать с Испанией, например, то сразу ждите указ из Ватикана о прекращении военных действий. В случае неповиновения, вы рискуете быть заблокированными и отлученными от церкви.
Второе, чем вас накажут - походом на ваши земли. Конечно, и кроме кнута и Папы Римского есть еще и пряник, который усмиряет между собой все религии: православных, мусульман и язычников. Таким образом, понтифик полноправно может получить безвозмездный транш. Только не советую пытаться уничтожить Ватикан, потому что даже если у вас это получится, то это государство обратно возникнет уже не на Аппенинском полуострове, а в совершенно другом месте. Оно будет мстить…
Теперь пару слов в обзоре игры Medieval: Total War нужно сказать о священниках и епископах, которые то и дело нарушают религиозный уклад. Но они - марионетки, а настоящая действенная сила - это инквизиторы. Если вы отправите на задание по ликвидации противника одного из них, то вскоре получите послание следующего содержания: "Побывал там-то, увидел власть демонизма, уничтожил всех павших". Если один из инквизиторов достигнет высоких чинов, то он сможет уничтожать огромные провинции, а также делать проверку на благонадежность тех монархов, которые обладают уровнем Piety. Ходят слухи о том, что если инквизитору повезет, то он сможет прикончить и самого короля. Но теперь в обзоре Medieval: Total War стоит отметить, что если вдруг мишень окажется в живых, то ее набожность увеличится на целую единицу. Так что иногда лучше устраивать такие испытания и для граждан вашей провинции, только советую сохраниться перед этим. Также вы можете держать таких экспертов за пределами страны, постоянно науськивая их против аналогичных гостей из-за границы. Только непонятным остается тот факт, что по какому праву католики получили право разжигать костры на территории Руси? Складывается такое впечатление, что авторы таким способом просто захотели упрочить игровой баланс.
Русская тематика
Делая обзор игры Medieval: Total War можно остановиться и подробнее рассмотреть роль русских в этой виртуальной реальности. Если честно, то довольно сносно. Очень похвально, что разработчики Creative Assembly на досуге почитали немного о таком юните, как боярин, которые не все поголовно разжирели, носят усы и постоянно пьют. Также стоит отдать должное об их познаниях в древнерусских званиях, однако нормально придумать русские имена и фамилии они все же не сумели. Например, с использованием функции RND появились такие перлы: Черт Кузьмич, Курица Васильевич, Шуба Никитин, Козел Иванович и прочее. Просто можно умереть со смеху.
Сражения
Все битвы происходят на чистом поле и выглядят довольно прилично, не смотря на непоследовательность движка, ужасного АI. Чтобы побороть кавалерию, можно использовать лес и копейщиков. Естественно, способность лучников не попадать в мишени во время ливня никуда не улетучилась, а стаи переполошенных птиц сразу же указывают на наступление врагов. Такие боевые комбинации как "left hand offensive" и "right hand offensive" были изменены другой системой, которая теперь позволяет очень быстро соединять различные виды войск. Вы можете отобрать один отряд арбалетчиков, несколько пеших колон и конный отряд, и смело поставить одних на правый фланг, вторых - на левый, а потом все это отправить на сражение с противников с помощью одного щелчка мышки. Довольно удобно.
Продолжая обзор игры Medieval: Total War стоит пару слов сказать о таких режимах: "Historical Battles" и "Historical Campaign", которые совсем несерьезные и могут только выступать в роли одной из вариации фантазии создателей, а не реального исторического события. Когда будете проходить кампанию времен Столетней войны или битву на Калке, то повеселитесь от души. Конечно, расстраивает то, что в игре нет таблицы рекордов. Хочется обратиться к разработчикам, которым уже давно пора ее вклинить в игру, сначала взгляну одни глазом на Civilization. Если вы хотите, чтобы Medieval долго хранился на наших винчестерах, то советую быстрее заняться ее разработкой!
Итак, теперь немного в обзоре Medieval: Total War упомянем о том, как выглядит процесс обороны цитаделей. Честно говоря, то по уровню сложности, это очень напоминает солдатиков из детства. Хотя нет, эта игра заткнет их за пояс. Представьте, что на дворе лето и ни облачка на небе, а рядом с замком находится ваша армия. Защита медленно расхаживает около пяти с половиной построек и раздумывает о том, открывать им парадные двери или нет.
Такие атрибуты как колья, рвы, тараны, лучники, смола - полностью отсутствуют. На то, что вы действительно находитесь в Средневековье, вам укажут только башни, изрыгающие ядра. Рядом пушечка выплевывает маленькую черную точечку с таким же мизерным облачком, которое должно восприниматься как дым. Конечно, он бы имел более пристойный вид, если бы разработчики догадались перекрасить его в 32-битный цвет. Страдая от скуки, можно понаблюдать, как происходит накопления повреждения башни и ворот, и вот, наконец, решетка открывается. При обзоре этих нюансов в игре Medieval: Total War "радует" тот факт, что можно не применять осадные орудия, а просто порубить прутья мечами - просто инновационное решение! В общем - зрелищность равняется нулю.
High Fidelity
Естественно, что Medieval стало тесновато в панцире Shogun. Она изо всех сил пытается снять старую оболочку и удивить чем-то новеньким, но если не укрепит свои позиции хорошей технологической базой, то просто станет жертвой плоских коршунов типа Stronghold Europa Universalis.
Концепция довольно оригинальная, но ее изрядно портят пикселизованные толпы различных юнитов, движок старого образца, из-за которого прихрамывает вся игра. Конечно, отдать должное нужно Creative Assembly, которая стремится выпустить серию игр, посвященную самым значимым и интересным историческим периодам, но все же вызывает полное неуважение к тому, то студия стремится заработать деньги на недоработанных недосиквеллах. Если это продлиться и дальше, то вскоре на горизонте замаячит Breakaway Games, которых хлебом не нужно особо заманивать, чтобы они создали что-то типа: Medieval: Commander's Edition.
Конечно, работы ту непаханое поле. Нужно с нуля написать графическое ядро, доработать осадную концепцию, сгладить интерфейс карты осаждения, усовершенствовать одноклеточную модель экономики. Только при таких условиях, игра станет шедевральной.
Нельзя придраться только к музыкальному оформлению. Мощные ударные, отголоски экзотических инструментов и идеальное хоровое пение. Также печальные ноты гитары, когда разворачиваешь стратегическую карту. За это мастерство композитор Джефф Ван Дик удостоился премии BAFTA. Вот на таком уровне в игре Medieval: Total War должно быть все