Обзор игры Мафия 3
Вступление
Первая часть серии Mafia не просто навсегда вошла в историю игровой индустрии. Она задала такую планку качества, что и сегодня, спустя четырнадцать лет, в нее играть более чем интересно. Есть у культовой предшественницы и свои побочные эффекты для новых частей в серии: наряду с фактически шикарной рекламой (прославленная же франшиза ведь!) повышаются и ожидания игроков от новинки.
Так было с Mafia 2, не избежала этой участи и Mafia 3, и это было более чем логично. Игроки ведь хорошо помнят, какой была оригинальная игра, с которой все начиналось - это была гремучая и восхитительная смесь хардкорного геймплея, феноменальной постановки сюжетных заданий, великолепнейших роликов, погружающих игроков в виртуальный мир Лост Хэвена с головой целиком и полностью... Mafia 2 оправданий игроков не оправдала: те, кто не играл в первую часть - хвалили, а вот знакомые с оригиналом - нещадно хаяли.
На фоне этого релиз третьей части был своеобразным распутьем: какую дорогу выбрали теперь разработчики из Hangar 13, имея на руках оценки второй части? Попробовать сделать такую же великолепную и глубокую Мафию, как в первой части, но на новом движке или же добротный боевик от третьего лица, но звезд с неба не хватающий по всем параметрам?
Однажды в Америке
От одной части к другой мы все ближе подходим к новому времени: если оригинал описывал события в вымышленном американском городе эпохи тридцатых годов прошлого века, то сиквел рассказывал уже о годах Второй мировой и последующих за ней годов. Mafia 3 же стала еще современнее: здесь события разворачиваются в 1968 году.
Америка тех лет - сложная штука. Колоссальный экономический подъем и рост уровня жизни, но при этом множество социальных проблем. Одна из основных и наиболее острых - расизм. Это сполна чувствует на собственной шкуре главный герой Линкольн Клэй: даже будучи героем Вьетнамской войны, вернувшись домой, он сталкивается с расовой неприязнью буквально на каждом углу.
В этой повсеместной травле человеку без семьи, который и в армию-то пошел с целью эту самую семью обрести, выживать совсем сложно. Но, к счастью, есть в этом мире добрые люди - Линкольна приютил Сэмми, ставший ему как отец родной. Сэмми содержит бар в одном из районов города Нью-Бордо, он дал главному герою не только кров, но и так нужное каждому человеку ощущение собственной необходимости, ему теперь было, о ком заботиться, да и осознавать, что о тебе самом беспокоятся - всегда приятно.
Но, к сожалению, судьба уготовала всей семье незавидную участь: ее интересы пересеклись с интересами здешней мафии, одиозный глава которой в лице Маркано, кажется, вообще не волнуется насчет какой-либо морали и предпочитает решать свои проблемы исключительно грязными и нечестными методами. Потеряв семью и чудом уцелев после предательства мафии, Линкольн, оклемавшись, ступил на тропу войны. Теперь его цель - не просто убить Маркано, но заставить его пережить все то же, что пережил сам - ощущение, когда теряешь все, что имело для тебя значение, оставить ни с чем...
По части мотивации протагониста Mafia 3 всяко более логична, чем вторая часть: Вито на пару с Джо шли на откровенно глупые шаги, причем непонятно, ради чего, а тут мы имеем человека, которого жесточайше кинули, который остался вообще ни с чем и который одержим жаждой мести. Но один в поле не воин, даже если у него за плечами богатый опыт жестокой войны. Потому Линкольн при помощи агента Донована находит себе союзников, у которых также имеются претензии к итальянцам под руководством Маркано, удерживающим власть в Нью-Бордо в ежовых рукавицах.
Новый лидер гаитянской банды Кассандра, глава ирландской банды Берк, старый знакомый по второй части Вито Скалетта... Что может быть у них всех общего между собой и с Линкольном? Правильно, ненависть и многочисленные претензии к Маркано и его банде. По одному они ничего с этой самой бандой сделать не в состоянии, но главный герой предложил объединить усилия и разделить власть после захвата города под свой контроль.
Союзники в игре - гораздо больше, чем просто декорации для вида. От них приходит реальная помощь, но об этом мы еще поговорим позже. Главное, что стоило упомянуть в завершение рассказа о сюжетной завязке - это факт, что протагонист остался не один в своем противостоянии с гораздо более сильным противником.
Assassins Mafia
И если с завязкой сюжета все получилось вполне удачно и интригующе, то по части игрового процесса, увы, очень неоднозначная ситуация. В этом плане еще ко второй части были претензии у многих, которые основывались на том, что "да это даже не Мафия ведь, какой-то очередной экшен от третьего лица", но что тогда говорить про Mafia 3, которая в плане геймплея вообще удалилась от концепции культовой первой части на несколько световых лет?
Казалось бы - экшен и экшен, возможность укрываться, разное оружие, возможность угонять машины, грабить, есть, куда деньги потратить и так далее. Но чем дальше проходишь третью часть, тем больше думаешь, что где-то это все уже видел, и видел далеко не в играх этой франшизы. Вот больше всего игра напоминает свежие конвейеры от Ubisoft во главе с Assassins Creed: точно так же огромная открытая карта, захват районов под свой контроль, сбор на них всяческих плюшек, а главное - истребление врагов в промышленном масштабе. И нехватка разнообразия.
Да, вы будете захватывать район за районом в Нью-Бордо, выбивая оттуда врагов, возглавляемых верными соратниками Маркано, тем самым делая последнего все более слабым и менее влиятельным. Да, когда дело будет доходить до устранения соратников антагониста, миссии зачастую выдаются довольно оригинальными.
Но чтобы понять главную проблему Mafia 3, нужно понимать, что прежде чем вы доберетесь до вот таких миссий, вам придется по несколько часов (!!!) тупо истреблять всю вражескую активность в радиусе выбранного района. Как итог этого печального действа - на тридцать минут увлекательного игрового процесса приходится два часа рутинного. Рутина - именно то слово, которое охарактеризует геймплей этой игры лучше всего.
Авторы, похоже, либо не особо заморачивались насчет конечной увлекательности своего детища, либо же не осознавали элементарнейших вещей. Взять, к примеру, карту. Она огромная и по размеру вполне сопоставима с GTA 5. Но если в той же пятой части "великого автоугонщика" можно было без труда оперативно перемещаться с одного конца карты на другой (это было интересно ввиду большего разнообразия декораций, а также наличия более современного, шустрого транспорта и даже авиации), то здесь часто просто чтобы добраться до задания нужно на ровном месте потерять до десяти минут, а разнообразие сводится либо к городской застройке, либо к болотистой местности.
Машины в конце шестидесятых уже далеко не те корыта, что были во второй и особенно в первой части, уже и управляются получше, и едут поживее... Но большая их часть все еще медленная и неуклюжая, удовольствие от управления такой получить практически невозможно, а ведь нас буквально вынуждают наматывать десятки километров в рамках только одной миссии зачастую. А если еще и навязывают какой-то определенный транспорт, вроде грузовика - становится совсем скучно и хочется лишь одного - чтобы это поскорее закончилось.
Ситуация с масштабом карты и необходимостью долго и мучительно ее бороздить - не единственная причина, по которой игровой процесс Mafia 3 довольно рутинный. Основа здешнего геймплея в виде захвата и зачистки вражеской территории - тоже очень однообразная вещь. Во всех районах Нью-Бордо, кроме южного заболоченного, у нас три основные задачи.
Первая - взломать коммутаторы для прослушки, что открывает расположение на карте вражеских объектов и деталей радиоэлектроники, которые нужны для все того же взлома коммутаторов. Но это - просто бонус, упрощающий прохождение, а не необходимость. Наличие полноценной прослушки по району еще и позволяет вербовать местных боссов под свое крыло, тем самым повышая доходность бизнеса и получать на постоянной основе больше денег в свой карман.
Вторая - убийство неугодных, то бишь бандитов, так или иначе причастных к структуре Маркано, и истребление это доходит до довольно абсурдных масштабов: такого количества трупов не было не то что в GTA, но и даже в Battlefield. Линкольн устраивает представителям вражеских банд форменный геноцид, вырезая их десятками на одном квадратном километре, и так - по всей карте...
Третья - пожалуй, самая приятная, это грабеж "заначек" противника. По всему Нью-Бордо разбросано множество объектов подпольного и не только бизнеса, который предполагается забрать себе, но для нанесения пущего урона противнику можно и нужно отнимать хранящиеся в схронах деньги. Об их местоположении охотно рассказывают на допросах информаторы, заботливо отмеченные на карте.
Вот так здесь все и работает: устроили прослушку, увидели места дислокации баз врагов, поговорили с наводчиком, узнали, кто чем тут дышит и начали зачистку - истребили 100500 врагов, забрали все найденные деньги, максимально навредили вражескому бизнесу, и вот уже его (бизнеса) владелец вынужден покинуть безопасную и тихую "норку", чтобы навести порядок.
Тут-то мы его и берем, пока тепленький. Убийство дает одноразовый бонус, но при наличии прослушки у нас будет в распоряжении компромат, позволяющий вынуждать работать бедолагу на Линкольна, как результат - ежедневный доход будет возрастать. Когда бизнес будет захвачен, его нужно будет отдать одному из трех союзников - либо Вито, либо Кассандре, либо же Берку. Кому стоит отдавать? Вот тут реализовано все очень интересно.
Каждый лидер союзных группировок жаждет зарабатывать побольше и удерживать контроль над территорией пошире. А потому если вы отдадите ему бизнес - размер его ежесуточного отката для вас увеличится, отношение лично к вам улучшится, чем больше доход вы ему обеспечите, тем больше и качественнее будет вознаграждение для вас, тем более терпимое и лояльное отношение на случай, когда решите отдавать территории уже другим союзникам.
Что касается бонусов, то ни у каждого из наших напарников очень полезные, причем полезные разнообразно, каждый по-своему. Так, у Кассандры есть мастер по оружию, позволяющий существенно улучшить точность стрельбы (прицел ощутимо сужается), уменьшить отдачу, таскать боеприпасов с собой больше (больная тема, к слову, почему Линкольн сам не может без помощи оружейника прихватить с собой не три, а хотя бы пять магазинов к винтовке?). Есть и знакомый оператор телефонной службы, позволяющий на время блокировать всю телефонную сеть, не давая врагам вызывать подкрепления, а свидетелям ваших преступлений - полицию.
А у Вито есть знакомый семейный доктор, который поможет увеличить максимальный запас здоровья, скорость его восстановления, поднять выносливость. Кроме того, протагонист второй части может выслать вам в помощь своих головорезов - веселых таких, позитивных ребят, которые с заразительным хохотом (вот уж точно нашли себе работу по душе!) вполне себе эффективно отвлекают на себя врагов и даже истребляют последних. Важнейший бонус - консильери, человек, который заберет у вас деньги на хранение, а при должной прокачке - еще и соберет откаты, избавив вас от необходимости каждые два часа бороздить всю карту по треугольному маршруту "Кассандра - Вито - Берк". Да, не взятые у них вовремя деньги не умножаются через сутки на двое, а просто остаются висеть, так что вы просто теряете доход.
Что касается Берка, то у него хорошие подвязки в полиции, позволяющие сбросить погоню "с хвоста", он научит вас без привлечения лишнего внимания угонять машины, а еще даст возможность таскать взрывчатки с собой побольше (снова вопрос, почему бывалый бывший морской котик не может это сделать самостоятельно).
Раздавая союзникам бизнес, важно соблюдать баланс: если кого-то сильно обделите, он серьезно обидится, причем вплоть до ненависти и превратится из ценного соратника в борьбе с общим противником в прямого личного врага со всей своей бандой. А еще учитывайте, что после захвата всего бизнеса в определенном районе и ликвидации местного лидера, нужно будет решать, кому отдадите весь район - и вместе с районом передается и весь бизнес. Если дадите бизнес, а потом отнимете его вместе с районом - ждите обид.
Вот так игрокам и предлагается постоянно искать баланс: либо всем раздавать понемногу, либо кого-то одного обидеть, сделать врагом, но из остальных выжать максимум. Свой смысл во втором решении тоже имеется, так, например, максимальный запас здоровья и выносливости можно получить лишь путем полной прокачки Вито. В случае с другими - точно такая же ситуация, полная прокачка дает все более сочные бонусы, но вы все равно тогда лишаетесь пусть менее приятных, но не менее полезных бонусов от других.
Взять хотя бы базу: первая помощь от Кассандры - это мастер-оружейник, обеспечивающий улучшенную меткость, от Вито - дополнительная ячейка здоровья с его доктором, от Берка - возможность тихо угонять машины без выбивания стекол и привлечения к себе внимания прохожих и полиции. Жалко ведь терять любое из них, а испортив отношения, вы бонусы эти за собой не сохраните. Так что решение, что и как распределять - весьма интересный аспект игрового процесса, который в целом, повторимся, очень рутинный и однообразный.
На выручку приходят миссии, в которых нужно избавляться от самых важных "шишек" Маркано, тем самым подрывая его влияние. Они практически все разнообразны и интересны, поскольку главные цели здорово охраняются и не всегда к ним можно пробиться силой. Так, нам придется побывать в роли прислуги, чтобы подобраться к жене антагониста, придется попробовать себя в качестве подпольного бойца в клетке, чтобы подобраться к брату главного противника, пробиваться к его бухгалтеру на самую верхушку огромного небоскреба, однажды придется подтопить целый корабль за городом, чтобы добраться к очередному соратнику нашего главного противника... В общем, обставлено все очень даже неплохо в таких миссиях, и попадается уже какая-никакая, но оригинальность.
Но, к сожалению, пропорция этой оригинальности такова, что она выглядит словно капля в море. Чтобы дойти до такой миссии, вам придется оставить за собой горы трупов в ходе зачистки кварталов. Формально и зачистка обставлена по-разному: можно врываться с автоматом наперевес, а можно использовать стелс, вырезая врагов по-тихому. Для этого предусмотрены как хорошие боевые навыки Линкольна, в том числе с ножом, так и возможность привлечения внимания врага свистом из укрытия.
Более интересно играть становится ближе к концовке, когда открывается оружие помощнее, появляются тачки побыстрее, которые еще и можно прокачивать, совершенствуя движок, подвеску, делая бронированными и ставить шины, которые пули не пробивают. То же оружие способно сделать геймплей гораздо более увлекательным, например, оснащенное глушителем. Или же вон Вито предложит при лояльном к вам отношении крутую снайперскую винтовку с тепловизором. А Кассандра - гранатомет.
Жаль, но пока доберетесь до такого этапа, многим уже и проходить игру перехочется. Кто играл в Assassins Creed: Syndicate или Watch Dogs, неизбежно испытает чувство дежа-вю. Кажется, в Hangar 13 просто позаимствовали идеи от Ubisoft, разбавив их некоторыми своими элементами, как те же союзники и распределение влияния и бизнеса между ними, современный антураж и прочие мелочи.
Не ушли от упомянутых выше проектов французского издателя разработчики Mafia 3 и в плане искусственного интеллекта: в обоих случаях враги как-то безболезненно переносят утрату прямо на своих глазах товарищей по оружию, не говоря уже о слепоте - метров за пятнадцать вообще вас не видят, либо щурятся, присматриваются... а за это время вы десять раз успеете либо еще дальше отойти, либо спрятаться за ближайшим препятствием.
Зато неплохо проработана работа полиции. С последней связываться до того, как сдружитесь с Берком - себе дороже. Сбросить с хвоста очень сложно, особенно на раннем этапе, когда машин скоростных толком нет, а стреляют копы метко, в том числе и по колесам. С пробитыми шинами далеко не уедете, как ни стараться. Грамотно идут на таран, подрезают... В общем, тут авторы справились неплохо.
Но в целом, к сожалению, игровой процесс Mafia 3 скорее неудачный, чем наоборот. Уж больно рутинно, однообразно, кровожадно и нереалистично. Когда один человек за пять минут вырезает три десятка человек и уходит даже без ранений (легко этого можно добиться, используя стелс, либо отстреливая врагов из укрытия меткими хэдшотами) - как-то это не очень смотрится. Помните миссию в первой Мафии в порту, которая в российской локализации называлась "Везет же гаду!"? Как трудно там было просто выжить, а ведь на всю огромную локацию лишь около пятнадцати противников... Сейчас это все окончательно кануло в лету.
Техническая сторона вопроса
Отдельного рассказа заслуживает то, как все это реализовано с технической точки зрения. Про обилие багов и систематические вылеты уже сказано очень много - жалобами на эту тему пестрят самые разные форумы, повторяться не будем. Отметим лишь то, что с выходом версии 1.01 хотя бы убрали с ПК-версии нелепое ограничение частоты кадров, составлявшее 30 FPS. Ну и настройки управления сделали более удобными.
А в целом ощущается, что это больше порт с консолей, чем игра, разработанная для ПК. Это выдает как мыльноватая графика, так и упомянутый уже исходный лимит на частоту кадров, типичный для консолей. Графика получилась ни хорошая, ни плохая. Так, крепкий середнячок.
А вот звук великолепен: что озвучка актеров хорошая, что саундтрек. Музыка помогает лучше погружаться в атмосферу тех лет, да и много хитовых песен появилось в то время - все они в игре присутствуют.
Что имеем в итоге
Это могла бы быть игра года, учитывая одно только ее название. Но обстоятельства складываются так, что первая часть франшизы стала культовой, ее ставят в пример, ею восхищаются. Даже четырнадцать лет спустя. Вторая часть стала бледной тенью первой, предложив лишь свежую графику и боевую систему с модным нынче автоматическим восстановлением здоровья. А вот третья... Да, вполне добротный шутер от третьего лица. Да, концовка получилась вполне интересная.
Но! Это уже не та самая Мафия по своей сути. Совсем другой подход к созданию, совсем другой стиль, все другое. И перемены эти - явно не в лучшую сторону. Безусловно, игру откровенно плохой назвать нельзя, но бывалые игроки еще долго будут с горечью вспоминать, с чего же начиналась история этой великой серии. Жаль только, что ее величие - это наследие всего лишь одной игры, вышедшей в далеком уже начале 00-х годов...