Обзор игры Just Cause 3
Вступление
Есть игры, которые стремятся дать игроку познать реалии той или иной деятельности, есть игры, которые симулируют определенные процессы или даже виды спорта, есть такие, которые вообще демонстративно плюют на реализм и правдоподобность, делая ставку на безумие и стремясь попросту развлечь игроков. Just Cause 3, как и две предшественницы, определенно относятся к последней категории.
Здесь предлагается по большому счету все то же, что и в первых двух частях, но в существенно больших масштабах, с современной графикой и с куда большими амбициями. До выхода игра вполне себе заочно претендовала на звание одного из самых громких релизов не только осени, но и всего календарного года. А что вышло из этого - попробуем подробно разобрать дальше в нашем обзоре.
Взрывное веселье
От Just Cause 3 изначально трудно ждать хоть какого-то соответствия здравой логике, законам физике и простому реализму. Игра имеет совершенно другие цели и направленность. Взять хотя бы сюжет: старина Рико Родригес прибыл в здешние края с уже привычной миссией: разрушить власть узурпатора-диктатора, на сей раз напоминающего гремучую смесь Каддафи и Сталина (одеждой и усами соответственно). До того, какими методами мы будем свергать Себастьяно ди Равелло (имя этого самого диктатора) - мы еще вернемся, но что же наш сюжет?
А ничего, он на этом фактически закончился. Это - не история-драма и даже не история-приключение. Это - история про безумные и головокружительные полеты, взрывы, а также про борьбу с пропагандой целевого диктатора. Тут нет никакой сюжетной линии по большому счету, но зато есть красивые взрывы в огромных количествах и просто зашкаливающее количество безумия.
Казалось бы, все это есть и в прошлых частях, но Just Cause 3 пошла чуть дальше. Появилась горстка новых возможностей, несколько расширяющих арсенал действий для игрока. Во главе всего тут стоит, безусловно, костюм-крыло. Аки белка-летун мы теперь можем парить в небесах, не боясь слишком стремительного сближения с землей. Конечно, разработчики несколько перестарались: ощущение, что новый костюм снижает вес протагониста килограмм так на 50, если не больше, но смотрится красиво и летается весело - на это и сделан упор.
Костюм-крыло очень гармонично сочетается с парашютом и крюком-кошкой, по своему функционалу ничем не уступающему бэткогтю, а то и превосходящему его: можно стремительно цепляться за любые поверхности (или практически любые), взмывать в небо, применять поочередно парашют и костюм-крыло (в зависимости от необходимой вам скорости движения). Все это на выходе позволяет за считанные минуты, ни разу не коснувшись даже земли, преодолевать практически весь здешний игровой мир, выполненный в виде большого архипелага.
Just Cause 3 не был бы сам собой, если бы в процессе полета нельзя было чудить что-то из рук вон выходящее: можно даже в полете сбивать вражеские вертолеты, танки, взрывать нефтяные базы, сносить блокпосты и даже угонять авиацию прямо в воздухе. На фоне последнего точное приземление на какую-нибудь машину или поезд уже выглядит сущей ерундой.
К счастью, разработчики сделали все, чтобы здесь летать было интересно: этому способствует не только размер карты, но и ее вариативность, есть все - от больших городов до поселков и горной местности, если северная часть отличается елками и скалами в снегу, то южная больше походит на жаркие субтропики. При этом авторы наконец-то нашли для Just Cause 3 нужный баланс: раньше некоторые задания выполнялись уж больно просто, можно было высадиться с высоты на цель, быстро поставить взрывчатку и спешно улететь обратно до детонации.
Теперь же подходы к цели куда сложнее: игрок вынужден делать многочисленные маневры, ловко избегать столкновений, например, с высокими колоннами, регулировать высоту своего полета и так далее. Подобных вещей до Just Cause 3 в играх серии действительно не хватало: дело даже не в реализме, а именно в интересности, предшественницы толком не ставили перед игроком непростых задач, а тут такое встречается нередко.
Вот только проблем игра избежать, увы, не смогла: все перечисленное выше веселье заканчивается довольно быстро ввиду однообразия поставленных перед нами заданий и некоторых других особенностей Just Cause 3.
Да будет революция!
Первые тревожные звоночки игра подает при попытке продвигаться по сюжету: проект, в котором заявлена тотальная свобода действий всегда и везде, ставит слишком много невидимых рамок и ограничений. То от нас требуют освободить, например, строго четыре провинции, чтобы получить прогресс по сюжетной линии, то взорвать все отмеченные красным цветом объекты, то еще чего. Усугубляются проблемы тем, что это все добро зачастую приходится долго выискивать: на карте просто так ничего вам не отметят.
На выходе получается, что за изначальным безумием и весельем наступает унылая рутина, заключающаяся в поисках целей. То есть не успеет игрок как следует разогнаться, его тут же вынуждают на полных парах тормозить. А если не браться за сюжетные задания, то игра попросту быстро наскучивает, несмотря на довольно обширный функционал.
Да, нас снабдили упомянутыми уже выше костюмом-крылом, парашютом, крюком-кошкой. Чтобы мало не показалось - добавили еще и бесконечную взрывчатку, запас которой легко пополняются небольшими реактивными двигателями. Имеются стягивающиеся с дикой силой тросы, способные обрушивать громоздкие объекты просто за счет сокращения и цепкой хватки с двух сторон. Имеется множество всяческих видов оружия, техники. Казалось бы, что еще надо для счастья?
Но Just Cause 3 упорно доказывает, что этого недостаточно. Взять те же взрывы: уничтожить можно лишь избранные объекты, не предусмотрена возможность сравнять с землей все вокруг. Практически одинаково выглядящие мосты могут оказаться совершенно разными в плане разрушаемости: один рухнет как картонный домик, а другой не обрушится даже под тонной взрывчатки.
Задания в целом примитивные, подавляющее их большинство - захвати то-то, уничтожь то-то. На пути к выполнению этих самых заданий - упомянутая выше рутина в виде обязательных условий для продвижения по сюжету. Теряет игра и от своей легкости: главный герой не то чтобы неубиваемый совсем, но крайне живучий, порой - до откровенного бреда. Пролетающий мимо истребитель можно пронзить крюком, удерживать крюк в руках и Рико лихо полетит за ним, не то чтобы руки даже не оторвав себе, но и не выпустив крюка ни на миллиметр.
Да, все это смотрится безумно и порой весело, но очень быстро бытовая сторона Just Cause 3 сводит все на нет, а то самое безумие все меньше таковым кажется. Игре остро не хватает разнообразия, а также банальной сложности. Чтобы убить главного героя, нужно реально постараться. Он не боится особо ни пуль, ни взрывов, ни падений с приличной высоты, про физические перегрузки уже даже нет смысла говорить.
Но главная проблема третьей части в том, что авторы слишком перестарались с борьбой с пропагандой злобного диктатора. За поиском и устранением громкоговорителей и билбордов мы проведем не один час и не два, а ведь делать это придется, если вы серьезно настроены свергнуть усатого негодяя. Превращать игру про взрывы, полеты и безумие в войну против безобидных вышек с микрофонами и рекламными щитами - это ли хотели увидеть игроки в потенциально одной из самых интересных игр года? Вряд ли.
Just Cause 3, весело стартовав, стремительно начинает сначала буксовать, а потом и вовсе захлебываться. Огромный мир оказался довольно пустынным на практике, полетав часок-другой над ним, начинаешь задумываться, что заняться тут по большому счету-то и нечем. Бороться с диктатором - скучно из-за пропаганды. Просто летать над островами - скучно из-за отсутствия мотивации и цели. Устраивать взрывы - потому что далеко не все подвержено разрушению от них. Вот и выходит, что ждали очень многого, а получили обычный середняк.
Середняк с огромным бюджетом и амбициями, середняк с громким именем, которое, правда, после такой игры наверняка к следующей части эту самую громкость потеряет. Just Cause 3 сопровождала агрессивная маркетинговая кампания, нам обещали очень многое, но в итоге не дали почти ничего, на что бы стоило потратить кровно заработанные деньги.
Заключение
Just Cause 3 могла бы стать если не лучшей игрой 2015 года, то одной из лучших. Казалось бы, у нее тоже есть огромный бесшовный открытый мир, как в Ведьмаке 3 или в ГТА 5. У нее тоже относительно большая свобода действий, тоже хватает разного оружия и экипировки, на первых порах она порадует шальной динамикой и безумием.
Однако время, проведенное за игровым процессом - главный враг этого проекта. После нескольких часов за игрой к игроку неизбежно приходит осознание, что его где-то обманули, где-то не "досыпали" то, что было обещано, где-то не доработали то, что должны были доработать. На самом деле от Just Cause 3 практически повсеместно отдает вторичностью.
Это не плохая игра, но и не хорошая. Это - небольшое развлечение на несколько часов, пока не начнете воевать с бесконечными билбордами да громкоговорителями. Она по своей интересности уступает даже прохождению любой части ГТА с кодами: невероятная живучесть протагониста и отсутствие какого-либо реализма и здравого смысла этому способствует. Чтобы игра справлялась с воей главной задачей (развлечением игроков), у них должен быть какой-то вызов, какая-то мотивация.
Тут этих вызовов и мотивации нет: все просто до примитивности, а причины по сто раз делать одно и то же находить с каждым разом все сложнее и сложнее. Авторам стоит посмотреть, как реализован открытый мир, скажем, в двух последних вышедших Far Cry, в упомянутом уже третьем Ведьмаке или же в любой GTA. Посмотреть, сделать выводы и никогда не повторять ошибок Just Cause 3. Иначе чревато большими убытками.