Обзор игры FIFA 20
2019 год не стал исключением для всем хорошо известной серии футбольных симуляторов FIFA: очередная игра, получившая логичный индекс 20 в названии, предсказуемо увидела свет в начале осени - вскоре после старта нового сезона в футбольном мире. Разумеется, выпуская из года в год игры одной и той же серии, разработчики постоянно вынуждены сталкиваться с проблемой - что добавить в игру на этот раз, чтобы она отличалась от предшественницы хоть чем-то, кроме обновившихся составов команд и прочих чисто косметических нововведений.
Трудности с этим действительно сегодня видны, как никогда: в начале десятилетия EA Sports добавила в свое детище Ultimate Team и это позволило одним махом фактически избавиться от единственного конкурента в лице серии PES, став своеобразной революцией. Однако с тех пор годы шли, а серия значительно затормозилась в своем развитии. С выходом FIFA 20 этот мини-кризис, кажется, никуда не делся: свежих идей по-прежнему мало. Дошло до того, что разработчики не придумали ничего лучше, как добавить в новинку режим уличного футбола, названный Volta.
Последний представляет собой целую отдельную кампанию, целиком посвященную перспективной уличной команде, жаждущей попасть на чемпионат мира. Однако на деле все не так занятно и увлекательно, как в теории - сюжетная линия этого режима очень предсказуема и прямолинейна, а когда сюжет закончится, делать здесь будет откровенно нечего - играть одиночные матчи скучно, мультиплеер тоже быстро надоест. Вот и получается, что должного эффекта Volta на игроков не произвел - ему даже близко не удалось добраться к достижениям упомянутой выше Ultimate Team.
А вот последний, по-прежнему присутствуя в FIFA 20, к сожалению, значительными или просто интересными новшествами не порадует. Можно отметить разве что изменившуюся систему вознаграждений игроков, однако это на самом деле мелочи - гоняться за ачивками желающих обычно находится немного. Зато в полку великих игроков прибыло: в стройные ряды легендарных спортсменов влился французский маэстро Зинедин Зидан, а также его достойнейший коллега из Италии в лице Андреа Пирло, можно отметить также появление Кака. Но главный вывод - Ultimate Team здесь остался практически в том же виде, что и был годом ранее.
А вот режим карьеры все же был модернизирован, чего не случалось уже довольно долго: игрокам предоставили возможность создать тренера с уникальными параметрами внешности, переделана система морали внутри клубов (диалоги с игроками и журналистами влияют на общие настроения в клубе). Можно отметить также появление динамического потенциала игроков.
Так, успешно проведший сезон игрок сможет обзавестись заметной прокачкой - его потенциальный уровень будет повышен. То есть отныне нет такого, что заведомо перспективные игроки гарантированно быстро развивались в игре и их трансфер неизбежно обеспечивал бы успех. Добиться этого самого успеха смогут и другие игроки, недооцененные разработчиками - тут уж от вас теперь все зависит.
Кое-какие новшества в FIFA 20 получил и режим Pro Clubs, хотя они там и менее значимые и их количество тоже меньше. Каждое из тамошних нововведений напрямую связано с персонализацией и настройками игроков (добавлено три десятка новых перков, можно более детально настраивать внешность и так далее). На прокачку умений игрока влияние оказывать будет еще и позиция на поле, а не исключительно его действия в ходе проводимых матчей.
Что касается непосредственно игрового процесса, то и здесь ФИФА 20 может предложить кое-какие изменения, ключевыми среди которых стоит считать очередную доработку физики поведения мяча: она стала реалистичнее, снаряд более натурально отскакивает от игроков в разные направления, а еще появилась возможность наносить мощные удары по воротам, при которых траектория полета мяча изменяется в последний момент перед вратарем. Да и в целом удары обрели бОльшую непредсказуемость. Интересно, что в большой футбол перекочевали любимые многими фишки по реальной игре из свежего режима Volta - мы сейчас о контроле мяча накоротке, при котором активно используются "поглаживания" мяча подошвой, характерные больше для мини-футбола.
Разумеется, без недостатков новинка не обошлась, что было вполне предсказуемо в целом, однако некоторые моменты значительно огорчают. Больше всего геймерам досаждает в очередной раз обновившаяся система штрафных ударов и пенальти. Обновившаяся, прямо скажем, неоднозначно: все стало несколько сложнее, но не сказать чтобы интереснее и удобнее.
Суть сводится к тому, что при пробитии штрафного удара игрок должен отметить прицелом область на воротах, которую он бы хотел поразить, после чего зажимать клавишу, отвечающую за удар, затем с помощью правого стика еще и выбрать тип удара - можно бить прямо на силу, с подкруткой, а еще упомянутый выше вариант наклбола - мощного удара с непредсказуемой траекторией. Пенальти в целом похожи на штрафные удары, разве что стиком выбирать тип удара не придется, в остальном все то же.
Не то чтобы новая система штрафных и пенальти в FIFA 20 стала гораздо хуже - она просто требует от игрока определенного привыкания, так как ранее было по-другому. Новые же игроки, впервые знакомящиеся с серией именно с данной частью, вряд ли ощутят от этого дискомфорт.
Подводя итоги, отметим, что основная проблема ФИФА 20 - это своеобразный застой: разработчики, кажется, уже не знают, как еще улучшить и доработать свое детище, чтобы совершить качественный рывок, который был, например, при внедрении в игру уже упомянутой Ultimate Team. Серия объективно топчется на месте и практически не развивается, в том числе и технически - графика особо не прогрессирует, хотя это не вина создателей, а вина устаревающего поколения консолей, под которое подгоняют и ПК, чтобы игра выглядела примерно равноценно и чтобы не приходилось ее делать на разном движке для разных платформ.
Однако проблема может крыться и в неком консерватизме - продажи серии из года в год лишь растут и никакая критика этому не мешает, так стоит ли радикально что-то менять, если все и без того приносит деньги и вполне себе неплохо работает? Хотя при всем этом даже чисто в мелочах FIFA 20 могла бы быть лучше. Например, в новой части никуда не делись проклинаемые всеми kick-off-ы, то есть когда игра сама буквально помогает пропустившей гол команде отквитать его уже в следующей же атаке - это в высшей степени нечестно и неправильно и сильно напоминает аналог "кэтч ап" из мира гоночных игр, когда игра принудительно сокращает отставание между лидером и преследователями, даже если лидер прет на дикой скорости по прямой, а преследователи втормаживаются где-то при входе в поворот.
Стоит ли говорить, что игру это не красит? И стоит ли объяснять, почему по сей день при тотальном доминировании серии ФИФА никуда не делась серия PES вместе со своими ценителями? Детище Konami все еще чисто в рамках футбольного поля обыгрывает проект от EA, причем даже вне поля в этом году японцам удалось нанести канадцам сокрушительный урон - была выкуплена (причем надолго) лицензия у футбольного клуб Ювентус (эксклюзивные права на туринский гранд в мире игровой индустрии), который в FIFA 20 разработчики вынуждены были назвать "Пьемонте Кальчо", изменить форму, стадион и вообще все, кроме состава игроков.
В общем, мы бы не назвали ФИФА 20 плохой игрой - она просто неоднозначная. Кажется, разработчики попросту уперлись в потолок и не видят вариантов для того, чтобы его как-то пробить. Попытки предпринимаются (как тот же новый режим с дворовым футболом), однако должного результата пока что это не приносит, увы. Но это по-прежнему не мешает серии оставаться главной франшизой среди всех спортивных игр.