Обзор игры FIFA 16
Вступление
Серия FIFA - одна из немногих, которую трудно упрекнуть в том, что представляет собой конвейер, выпускающий ежегодно почти одну и ту же игру с косметическими нововведениями. Как-никак за один календарный год в футбольном мире меняется очень много всего, меняются расстановки сил между клубами и сборными, одни становятся сильнее, другие слабее, одни игроки вешают бутсы на гвоздь, а вместо них приходят новые, молодые и талантливые. Динамика развития событий в футболе такова, что уже через год FIFA 15 стала устаревшей. Не физически, но морально.
Вообще разработчикам FIFA 16 надо отдать должное: трудно развиваться, когда ты практически монополист на рынке. Если в средине и конце нулевых годов был серьезнейший конкурент в лице Pro Evolution Soccer от Konami, отдельные части которого заметно превосходили "фифу", то первая половина десятых годов ознаменовалась очень резким ростом качества серии ФИФА и практически топтанием на месте японских конкурентов.
И на сегодня это словно игры из разных миров по качеству исполнения. Тем не менее, EA Sports не почивает на лаврахи постоянно выдумывает что-то новое и интересное, шлифует до блеска то, что еще шлифуется, предлагает вниманию игроков все больше и больше лицензированных игроков, клубов и турниров. FIFA 16 - это очередная успешная ступенька эволюции серии. Чем именно она так хороша - разберемся подробнее далее.
Особенности FIFA 16
Рецептов успеха у серии много, активно они использовались и здесь. Среди ключевых факторов удачной игры, особенно если сравнивать с той же скатившейся PES, FIFA 16 предлагает в очередной раз переработанную игровую механику. Это в конце прошлого десятилетия нас могли кормить по несколько лет подряд одним и тем же, но с обновленными составами. Теперь же сама концепция меняется из года в год, что идет самой игре на пользу: она постоянно находится в развитии, в то время как развитие PES застряло где-то в 2008 году.
В FIFA 16 нельзя просто так взять и пользоваться тем, что неизбежно приносило успех в FIFA 15. Если в последней во главе всего был очень быстрый футбол, нацеленный на острые атаки, то новая часть предложила сделать ставку на футбол размеренный и комбинационный. То есть для успешной атаки куда реже можно будет просто быстро перебросить мяч в переднюю линию, где все разрулить буквально парой-тройкой игроков, важна поддержка центра поля в атакующих действиях, защиту соперника придется растягивать, освобождая пространство для нападающих и так далее.
Разумеется, контратаки никто не отменял, но сам упор FIFA 16 сделан именно на комбинированную игру, где атаки берут начало в глубине поля и где задействуется много поперечных передач, распасовок, используется каждый клочок поля, а иногда для сохранения мяча - с пасами вообще назад, в защиту, а то и вратарю. В целом на игре это благоприятно сказалось: она в очередной раз прибавила в реализме. В том числе и в плане скорости игрового процесса: так, как бегали игроки в FIFA 15, живые люди долго не в состоянии носиться, только роботы.
FIFA 16 же пошла навстречу реальности и предлагает гораздо более размеренный и спокойный, реалистичный темп, очень похожий на то, что мы видим в реальном футболе. Шаг навстречу реальности еще больше повысил эффективность контратак, так как раньше тяжело было в столь сжатые сроки принимать верное решение, не успел центр поля перебежать, как уже штрафная впереди маячит, а защитники соперника тоже не лыком шиты и быстро двигаются, почти не оставляя времени на размышления. Теперь же есть возможность перебирать варианты развития атаки. Недолго, разумеется, но они хотя бы есть - все как в жизни.
Разница в скорости между самыми быстрыми игроками и остальными уменьшилась в FIFA 16, такого чудовищного гандикапа у условного Бэйла теперь не будет. Особенно когда речь идет о позиционной атаке, в то время как на "контре" эта самая скорость проявит себя во всей красе.
Доработали авторы и саму физику поведения мяча, если раньше он летал с шальной скоростью, будто на поле 22 Роберто Карлоса, то теперь он по ощущению стал тяжелее, перемещаясь по полю медленнее, но реалистичнее. Это сказалось не только на скорости ударов и перепасовок, но и на обработке этого самого мяча: теперь это не делается автоматически, нужно грамотно действовать, чтобы при приеме не потерять его и не задержать развитие атаки.
Есть и масса других, менее заметных на первый взгляд нововведений, но от этого не теряющих свою значимость. Таких примеров очень много: от использования судьями исчезающего спрея при розыгрыше штрафных ударов до появления в FIFA 16 акцентированных диагональных забросов в штрафную площадь соперника, резкие разрезающие передачи. У защитников появились новые приемы - ложный отбор, где выставленная нога может сбить нападающего с толку. А еще очень полезной функцией видится возможность отмены подката, если уже видно, что он отбора мяча не принесет, а только даст грубый фол.
Еще что стоит отметить - общая работа защиты была значительно доработана, оборона выглядит гораздо более профессиональной и собранной, забить голы труднее, что может огорчить любителей "халявы", но в то же время порадует игроков, которые любят непростые вызовы. Если раньше забитые голы были чем-то совершенно будничным, то теперь они реально способны приносить если не радость, то уж моральное удовлетворение так точно.
В FIFA 16 вы не увидите больше рассыпающейся самой по себе обороны, в которой защитники легко могли на ровном месте потерять позицию, не накрыть соперника, выпустить его на свободное пространство. Теперь же вовсю плотно удерживают своих оппонентов, научились страховать друг друга, стремятся пресекать любые разрывы линии защиты и куда активнее действуют в отборе.
Режим карьеры также был несколько обновлен и доработан, правда, без революционных идей и особо больших новшеств. Тем не менее любопытные идеи присутствуют. Например, до старта сезона вы сможете поучаствовать в предсезонном турнире, устроить тур по миру, сыграть товарищеские матчи с другими командами. Помимо того, что это вполне естественно и правдоподобно, есть и другой практичный нюанс: вы не просто сможете детально до официальных матчей ознакомиться с текущей формой ваших игроков и выявить проблемные позиции в игре команды, но и имеете возможность улучшить навыки этих самых игроков.
Также в карьере в FIFA 16 появился в меню новый раздел, дающий возможность выбирать и отрабатывать разные виды футбольных упражнений, тут вам и классический "квадрат", и тренировка ударов с дистанции, и работа в отборе. Чем лучше вы себя проявите в таких тренировках, тем выше поднимете параметры своих игроков, которые на этих тренировках занимаются. То есть буквально вы можете взять не хватающих с неба звезд исполнителей и повысить их уровень мастерства до вполне добротного.
Но есть в режиме карьеры в FIFA 16 один недостаток, который многих отталкивает. Авторы перестарались с разбросом сложности между разными уровнями. Если на "Профессионале" вы быстро выявите пробелы и слабости искусственного интеллекта и сможете раз за разом легко ими пользоваться, громя всех направо и налево, то на следующем же уровне сложности тот самый искусственный интеллект, только что легко разрываемый на куски, прибавляет столь внезапно, что противодействовать ему смогут единицы.
Причем даже не особо чувствуется против какой команды вы играете, против Барселоны или против какого-то Эльче - вас в любом случае будет ждать жесточайший хардкор, который понравится далеко не всем. На высших уровнях сложности соперники напоминают роботов, так как действуют практически без ошибок и в то же время не прощают категорически этих ошибок вам. А вы их непременно будете допускать, потому что вы люди, а не роботы. Этакий дисбаланс, что поделать.
То ли дело - сыграть в FIFA 16 во многопользовательском режиме, где у соперника априори нет заведомо явного преимущества и так же как и у вас присутствует человеческий фактор. Тем более, тут предусмотрена отличная система обучения, которая позволит даже незнакомому с серией игроку довольно быстро разобраться со всеми тонкостями и нюансами.
Режим карьеры в FIFA 16 вытесняется режимом Ultimate Team, что в принципе было свойственно и предыдущим играм серии. Правда, в отличие от режима карьеры, этот был практически нетронут авторами, его оставили в почти таком же исходном виде. Изменился лишь сам интерфейс да карточки игроков появились новые.
Не обошлось без нововведений в режимах: дебютировал новый FUT Draft, который своими основами напоминает Ultimate Team, но отличается тем, что игроки выпадают к вам в команду в случайном порядке. Комплектовать состав в этом режиме - одно удовольствие, так как все реализовано грамотно и интересно.
Также к "дебютантам" можно отнести женские футбольные команды. EA всегда отличалась повышенной толерантностью, теперь она добралась и сюда. Правда, физически игра за эти команды почему-то не отличается, лишь модельки игроков другие да анимацию слегка изменили. На качестве игры никак не сказалось, которое в женском футболе таки на две головы ниже. Кстати, о головах: нет худа без добра, зато появление длинноволосых футболисток вынудило разработчиков всерьез взяться за проработку анимации поведения волос в движении. И коснулось оно не только женских моделей, но и игроков-мужчин с большой шевелюрой.
Напоследок отметим, что в российской локализации FIFA 16 еще и очень повезло с комментаторами: на пост заступили Константин Генич и Георгий Черданцев, которые вовсю щеголяют своими фирменными фразами и вообще отработали на "ура", комментируя по-живому, эмоционально и искренне. Претензии можно предъявлять разве что тем, кто собирал их записи в одну сборку: порой некоторые фразы звучат неуместно.
Итог
FIFA 16 - прекрасное продолжение лучшего футбольного симулятора на сегодняшний день. Шаг навстречу реализму, новые игровые режимы, масса мелких, но приятных нововведений в игровом процессе, куча лицензированных футбольных клубов и игроков. PES? Нет, не слышал. На сегодня есть лишь один действительно крутой компьютерный футбол, за который спасибо авторам из EA.