Обзор игры Far Cry 3
Никто не услышит твой крик
В 2004 году мир потряс вышедший великолепный экшен от студии Crytek. Он демонстрировал феноменальную по тем временам картинку, предлагал весьма увлекательный геймплей и вообще получил массу положительных отзывов. За ним пошел неоднозначный сиквел, который снова устроил целую революцию в плане красоты графики, но вот за красочной оболочкой был довольно унылый и однообразный боевик от первого лица. Far Cry 3 с огромным нетерпением ждали миллионы - права на бренд уже находились в руках гиганта Ubisoft, а разработкой нового проекта занималась его студия в Монреале.
Сам факт того, что французская компания заинтересовалась брендом, уже может говорить о его потенциале. Другое дело, что раскрыть этот самый потенциал было не так просто, потому что ожидания геймеров действительно были чрезвычайно высокими. И создатели не подвели. Да, вот так сразу с места в карьер. На выходе мы имеем что-то, что мало кого может оставить равнодушным, то, что непременно засядет в памяти надолго... А теперь подробнее.
Как все было
А начинается история весьма необычно - мы играем здесь не за бывшего элитного солдата, ушедшего на пенсию и не за наемника, оказавшегося в зоне боевых действий. Мы - всего лишь турист-мажор из Америки, которого судьба занесла на райский тропический остров с лазурной водой, пальмами и горами. С нами отправились и наши друзья - два брата, один старший и один младший, два друга, девушка и девушка старшего брата. Все мирно отдыхали, плавали в теплой прозрачной воде, доставали кокосы с пальм, прыгали с парашютом и... именно прыжки с парашютом привели к трагическим последствиям.
Нашу компанию угораздило приземлиться на остров, оккупированный силами пиратов, занимающихся торговлей наркотиками и людьми. Ценой потери жизни старшего брата Джейсон (именно так зовут главного героя) таки сумел покинуть пиратский лагерь, но все его друзья и девушка все еще в плену, и где именно - пока что остается лишь догадываться... Дальше сюжет Far Cry 3 постепенно развивается, игроку предстоит пережить и увидеть очень и очень многое... Но это лучше видеть самому, гораздо сильнее впечатления будут ближе к финалу и после него.
Блеск
Именно так лаконично можно охарактеризовать визуальную составляющую игры Far Cry 3. Даже на минимальных настройках графика просто будоражит сознание - яркие насыщенные краски, разбавленные не менее яркими спецэффектами, без преувеличения, творят чудеса. Перечислять примеры можно бесконечно долго. Тут вам и крайне реалистичные рассветы, закаты, и весьма натурально выглядящая вода с ее отражениями и волнами с пенкой, и правдоподобно нарисованные джунгли с разнообразной растительностью и животным миром... Все выглядит изумительно.
Видно всю щепетильность подхода разработчиков, ощущается, что каждая текстура, каждый полигон был сделан тщательно и от души, а не лишь бы было. Куда бы вы не посмотрели - деревья, стены построек, песок, земля, асфальт, небо - все выглядит так, как и должно выглядеть в жизни. Far Cry 3 визуально уже куда ближе к кино, чем к мультфильму какому-то. На это можно долго любоваться, я особенно любил прыгать с дельтапланом, только чтобы восхищаться местными панорамами с высоты птичьего полета. Посмотреть действительно есть на что, в плане графики это одна из лучших игр среди всех жанров.
Пара слов об игровом мире
Он восхитителен. Этими двумя словами можно было бы и ограничиться, но все же распишу чуть подробнее. Первое, что бросается в глаза - масштабность этого мира. Он правда огромен и почти полностью открыт. Почему почти - потому что состоит из двух крупных островов, изначально мы появляемся на северном, а на южный нас не пустят, пока не достигнем определенного прогресса в прохождении сюжетных миссий. А вот первый остров вы с самого начала сможете бороздить, сколько угодно и где угодно. Местность крайне обширная и разнообразная, чего тут только нет!
Высокие горы и просторные равнины, быстрые реки и спокойные озера, могучие древние храмы и ветхие трущобы, шумные водопады и глубокие каньоны, бескрайний океан и уютные заливы... Есть действительно все. И все это населяет своя собственная живность. В воде растут разные водоросли, на суше - всяческая трава, деревья, кусты. Но самый мощный аргумент всего непередаваемого шарма игрового мира Far Cry 3 - это животные. По деревьям скачут шустрые макаки, предпочитающие жить ближе к людям, неспешно бродят в поисках еды неуклюжие хрюшки, злобно рычат свирепые тигры, ждут своего часа под водой крокодилы, пасутся крепкие буйволы, шастают в траве проворные леопарды, ползают по берегам неповоротливые крабы, рассекают водную гладь стремительные акулы...
Уже хороший список, но если напрячь память, сходу его можно расширять, и расширять существенно! Медведи, тапиры, комодские вараны, змеи, обычные бешенные собаки, собаки динго, дикие кабаны, олени... Не удивлюсь, если кого-то еще забыл указать - фауна так же разнообразна, как и весь этот изумительный мир. При этом, что радует еще больше, хищные зверюшки с удовольствием атакуют зверюшек травоядных и людей, травоядные в панике пытаются бежать с переменным успехом, но что те, что другие шарахаются от рева двигателя машины, едущей в их сторону. Ах да, я же не говорил еще, что тут еще и есть машины?
Машины самые разные. Несколько разновидностей джипов, багги, квадроциклы, обычные машины, лодки, катера, водные мотоциклы и даже дельтапланы! Вся техника находится в актуальной для себя местности - то есть вы не найдете дельтаплан, стоящий где-то на песке на берегу, или же водный мотоцикл, находящийся на верхушке горного серпантина. В заключение транспортной темы - рулить техникой тут одно удовольствие, за рулем или штурвалом чего бы вы ни оказались.
Все транспортные средства ведут себя крайне натурально - водные подпрыгивают и раскачиваются на волнах, они не обладают высокой маневренностью, зато обладают внушительной инерцией - их невозможно быстро остановить на большой скорости. В то же время, наземная техника трясется на ухабах, ее заносит в поворотах, если сворачивать слишком резко, она достаточно маневренна и подвижна. Дельтаплан мягко парит в небе, направление легко меняется, можно ускорять темп движения, слегка направив его вниз, а можно затормозиться, подняв носовую часть вверх.
Еще стоит сказать, что любую технику легко можно угробить. А в некоторых случаях - вместе с ней угробить и себя. Упасть с обрыва в машине, шмякнуться с высоты на дельтаплане на слишком большой скорости под слишком жестким углом, перекинуть лодку... Не все последствия столкновений одинаковы - после некоторых отделаетесь испугом, после других - ушибами и царапинами, третьи вообще убить сразу могут. В общем, все сделано крайне правдоподобно!
Что предлагает игровой процесс Far Cry 3?
Разумеется, каким бы огромным и разнообразным не был бы здешний игровой мир, просто бродить и исследовать его со временем надоест. Сама сюжетная кампания просто великолепна, разработчики умудрились совместить в своем детище сразу несколько жанров, причем наличие каждого из них существенно влияет на геймплей. Если быть точнее, тут есть и элементы ураганного экшена от первого лица, и элементы стелса, и элементы ролевой игры, и гонок, и симулятора охоты и даже логической игры - в некоторых местах нужно будет проявить смекалку.
Все это очень гармонично сочетается вместе, образуя идеальную симфонию, если можно так сказать. С обычным экшеном все понятно - бегаем, отстреливаем всю напасть, которая на нас сваливается. Стелс - там, где сила не поможет выполнить задачу, поможет хитрость. Игра с начала и до конца поощряет скрытное ведение операций - не подняли тревогу? Получите дополнительные очки опыта и избежите прибытия вражеского подкрепления, экономьте драгоценные боеприпасы и больше их же подбирайте с оружия поверженных врагов. Ролевая игра выражается в системе прокачки персонажа. Ветвистость трех направлений развития нашего героя не самая внушительная, но при этом там практически все представленные способности по-своему полезны. Элементы логической игры проявляются в некоторых миссиях и еще в одном случае, о котором немного позже.
Основа основ Far Cry 3 - это контроль территории островов и захват вышек, разбросанных по всему архипелагу. Чтобы контролировать местность, игрок должен завоевывать вражеские аванпосты, которые также находятся повсеместно. Отбитый у противника аванпост дает не только очки опыта, но и безопасность окрестностей. Пока аванпосты в чужих руках, свободно перемещаться там, где душа желает, у вас не получится. Радиовышки позволяют составить карту местности, а еще за их захват вы получите новое, более мощное оружие. Бесплатно. Та еще мотивация, потому что деньги тут на дороге не валяются, прямо скажем. Разве что ближе к финалу их будет стабильно хватать.
Да и без карты не сильно удобно - найти кратчайший путь гораздо сложнее, также вы не знаете, на чьей территории находитесь. А еще на карте отображены ареалы проживания разных видов животных, что тоже важно. Во-первых, в местности, где водятся, например, тигры или медведи, ходить и не смотреть по сторонам весьма опасно. Во-вторых, на животных разных видов можно и нужно охотиться. Стимул есть тот еще - из их шкур можно делать весьма полезные вещи. Причем создатели сделали процесс охоты крайне разнообразным - например, чтобы пошить новый, более вместительный патронаш, нужно собрать пару шкур одного зверя, чтобы сделать новый чехол для оружия, нужны будут шкуры уже других зверюшек.
Учитывая, что здешняя фауна ведет себя крайне правдоподобно, охотиться действительно интересно. Кроме охоты ради вещей, есть еще и охота ради денег - местные племена после захвата аванпостов вешают на доску объявлений "заказ" на истребление тех или иных животных, порой совсем уникальных, шкуры которых нам очень пригодятся. А еще ведь денежное вознаграждение будет, которое варьируется, в зависимости от опасности "заказанного" зверя.
В охоте, да и в обычных перестрелках вам, кроме верного ножа-мачете, поможет еще и внушительный разнообразный арсенал. Чего тут только нет - разные пистолеты, дробовики, пистолет-пулеметы, штурмовые винтовки, снайперские винтовки, гранатометы, огнемет, лук (к нему еще и можно зажигательные стрелы организовать или взрывающиеся, как у Рэмбо) и многое другое. Разумеется, все это добро с собой вы не унесете. С самым лучшим чехлом для оружия, который придется еще заработать, собрав нужное количество нужных шкур зверей, можно будет носить четыре "ствола" одновременно. Любых. Оружие прекрасно сбалансировано, у каждого свои достоинства и недостатки, при этом логично, что более новое, которые открывается позже, в целом заметно эффективнее старого.
Также стоит отметить искусственный интеллект. Да, порой он допускает оплошности, но в целом воевать с такими оппонентами чрезвычайно интересно. Они весьма непредсказуемы, активно стараются помогать друг другу и не оставляют без внимания ваши "шалости" в виде тихо убитых их напарников. А еще неплохо умеют выкуривать вас из укрытый гранатами и коктейлями Молотова, будете отступать - попытаются вас догнать, пойдете на штурм - займут оборонительную позицию. Все хорошо продумано и проработано, честь и хвала разработчикам.
Специально долго ничего не говорил о сюжетной кампании, берег на десерт. Представьте себе некое подобие лучших частей Call of Duty по степени зрелищности и динамики, при этом еще и приправленное обилием техники, огромным разнообразным открытым миром, элементами стелса, тропическими "райскими" декорациями, увлекательным сюжетом, изумительной графикой и разнообразнейшими миссиями - получим действительно уникальный проект. Сюжетную кампанию лучше самому увидеть, чтобы все это понять. Какими бы не были слова, всего этого великолепия они точно не передадут...
Заключение
На выходе - пожалуй, лучшая игра среди всех экшенов на сегодняшний день. Красивая даже на низких настройках графика, ураганный и крайне разнообразный геймплей, увлекательный и завораживающий сюжет, колоритнейшие и незабываемые персонажи... Да черт побери, я искренне сильно жалел, когда после очередной миссии пришлось убить одного из главных злодеев - Вааса Монтенегро! Он каждый раз появлялся насколько неожиданно, что хотелось похлопать от души сценаристам. Слушать его фразы было одно удовольствие, как и наблюдать за разными вариациями его попыток нас убить, его ловушками... А этот злобный блеск его глаз, эта ехидная усмешка, этот дерзкий ирокез... Неспроста именно он красуется на обложке Far Cry 3. Но ведь это - только лишь один из персонажей, у каждого из них есть свой характер, который чувствуется, своя манера общения, свои слабости, наконец... Тот же Хойт, босс Вааса, оказался ничем не хуже, в чем вы непременно убедитесь в финале.
А вышки? Из обычной банальной игровой детали разработчики умудрились соорудить настоящую головоломку с постоянно растущим уровнем сложности! Каждая следующая вышка отличается от предыдущей и взобраться на нее все тяжелее, в силу все большей и большей разрушенности металлических конструкций. В итоге, ближе к финалу, в одном случае я раз десять разбился, неудачно пытаясь перебраться из одного уцелевшего "балкона" вышки на другой. И еще потратил пару десятков минут, чтобы таки понять, куда же там надо ступать, чтобы вскарабкаться на заветную вершину... Финал тоже достоин похвалы - какой бы выбор игрок не сделал, он немного будет жалеть о нем и захочет узнать, а что бы было, поступи он по-другому...
Игра обладает феноменальной увлекательностью, удивительной атмосферой и уникальным шармом. Она не похожа в целом ни на что другое. И она, на мой взгляд, не имеет конкурентов за звание "Лучшая игра 2012 года". Совсем.