Обзор игры Fallout 4
Вступление
К Fallout 4 с самого начала было приковано огромное внимание всей игровой общественности: анонс состоялся как гром среди ясного неба, а скорый релиз - так тем более. Обычно крупные игры анонсируются задолго до своего выхода, чтобы авторы успели вдоволь заинтересовать геймеров, что позволяет подготовить почву для хороших продаж. Наш случай же практически уникален: похоже, разработчики просто были уверены в известности своего бренда, как и в том, что его все равно купят многие, что бы там не рассказывали и не показывали до релиза.
Тем более, всем хорошо известно, что Bethesda попросту не делает плохих игр. Компаний с подобным подходом существуют считанные единицы во всем мире, на ту же ступень можно поставить разве что, например, Rockstar Games, Valve да Blizzard. Вот и получилось, что внезапно анонсированная в средине года Fallout 4 уже ближе к концу этого же года и увидела свет. И прогнозируемо сразу же начала демонстрировать замечательные объемы продаж.
Как и все другие игры от Bethesda, Fallout 4 - больше, чем просто игра. Это - отдельный мир, который стремительно погружает геймеров в свою пучину и не отпускает до самого финала. Хотя, к финалу в таких обычно никто сильно и не стремится: огромная вариативность возможностей, детализация всего и вся вокруг делают все, чтобы уходить отсюда не хотелось. Здесь можно часами просто бродить, исследовать местность, рассматривать скрупулезно прорисованные локации с будоражащим сознание разнообразием.
Постъядерный Бостон ждет
То, что Fallout 4 во многом оказалась типичной для игр Bethesda - пожалуй, лучший комплимент для игры. Лишь запустив ее на пару часов, вы наверняка серьезно залипните и долго не сможете оторваться. Четвертая часть получилась другой, существенно отличаясь от всех предыдущих, но от этого только выиграла в плане самобытности и интересности.
За основу сюжета была взята синтетическая жизнь: ее здесь порождает некий Институт - загадочная организация, которая была создана на руинах Массачусетского технологического института. С ней мы уже косвенно встречались и в предыдущих играх, но именно косвенно: в третьей части был побочный квест, например. Местные распространяют слухи, что Институт грешит похищениями людей и последующей их заменой на синтетов - ничем не отличимых копий, этаких роботов.
К этим самым роботам среди обитателей Пустоши в Fallout 4 предсказуемо нет однозначного отношения: одни их боятся и считают угрозой, другие видят в них инструмент для определенных задач, третьи считают их преступлениями против науки и человечества, четвертые и вовсе от людей их не отличают никак. В общем, точки зрения на этот счет есть самые разные, но игроку ни одна из них не навязывается: каждый, проходя игру, сделает для себя свой выбор.
Благо разработчики ограничивать свободу не стали: в Fallout 4 больше нет такого понятия как очки кармы, которые выдавались или забирались за те или иные деяния раньше. То есть у каждого здесь своя правда, ее вы делаете сами, своими же руками, никаких невидимых стен и ограничений. Разумеется, это решение крайне положительно повлияло на игру.
В какой-то степени на смену карме в Fallout 4 пришли ваши отношения с компаньонами. Последние - персонажи, с которыми придется иметь дело чаще всего, которые ходят за вами и даже комментируют увиденное. На ваши действия разные компаньоны реагируют по-разному, что понравится одному, то огорчит другого, угодить всем просто невозможно, и в этом вся прелесть игры. Куда ни глянь - везде все грамотно сбалансировано и продумано до мелочей.
Компаньоны могут стать даже настоящими друзьями для вас, но для этого нужно быть достаточно чуткими к ним и внимательными. Иногда они пытаются завязать разговор и поделиться своими переживаниями. Пойдя им навстречу, вы можете подружиться и в перспективе в качестве награды получить от них какой-то навык - кому-то полезный, кому-то не очень.
Есть даже любовная линия, причем романы в Fallout 4 завязать проще простого: это вам не Mass Effect, достаточно всего пару раз пофлиртовать, но и последствия аналогичные по серьезности - то есть ни на что это серьезно не влияет. Разве что реплики в диалогах становятся более "мимимишными", а еще получите временную прибавку к опыту. В целом же хотелось бы, чтобы компаньонам уделялось больше внимания, чтобы они были более "общительными" (больше диалогов), но Fallout 4 - традиционно игра о воине-одиночке, какими бы близкими напарники бы ни были. Особняком стоит выделить разве что собаку - верную и преданную, а еще полезную в бою, если грамотно подойти к прокачке.
Fallout 4 в целом раскачивается весьма неспешно: начало, прямо скажем, не способствует появлению мгновенных положительных эмоций. На первых порах тут царит ощутимая линейность, что после безумной свободы из New Vegas может многих спугнуть, но не смущайтесь: чем дальше, тем интереснее будет и тем меньше каких-либо ограничений и обязательных прогулок от одного чекпоинта к другому.
Впрочем, даже эти прогулки в Fallout 4 реализованы любопытно: таким образом нам наглядно демонстрируют здешний игровой мир, знакомят с его достопримечательностями, помогают познакомиться с действующими персонажами, организациями и так далее.
А вот за вступительным этапом приходит настоящий Фоллаут во всей его красе: вашему вниманию предложат сразу четыре фракции, у каждой из которых есть свои собственные взгляды и правила, а кому пойти навстречу и кому насолить - решать уже только вам. При этом мотивация противоборствующих сторон выгляди простой и логичной, и у каждой из них наверняка среди игроков найдутся свои "адепты". Приходится крутиться, выбирая иногда из двух зол меньшее, стараться не портить отношения ни с кем, получше знакомиться с их правилами игры и двигаться дальше.
Помимо прекрасно реализованной сюжетной линии имеются в Fallout 4 и побочные квесты - куда же без них. И они в кои-то веки не выглядят чем-то инородным и бессмысленным: авторы грамотно их вписали как в сюжет, так и в игровой мир в целом, а также в действия игрока на том или ином этапе. Что самое любопытное, простое прохождение сюжетной линии может попросту не закрыть вопрос противостояния фракций: многие важные моменты решаются именно в побочных заданиях.
Смущает лишь то, что пройдя всю основную сюжетную линию мы не увидим подробного разбора полетов, который имел место быть в прошлых частях. Возможно, тем самым разработчики попробовали дать понять, что огромный масштаб Пустоши предусматривает отсутствие у нее концовок как таковых, однако анализ деятельности игрока в финале перед титрами был одной из главных фишек прошлых частей серии. Но Fallout 4 просто априори другая. Причем с какой стороны на нее ни смотреть.
Взять хотя бы даже стрельбу - то, без чего было бы просто скучно. Разработчики подошли к этому элементу геймплея со всей ответственностью, пригласив себе в помощь ребят из id Software и еще одного из бывших сотрудников Bungie. Это положительно сказалось на увлекательности этой самой стрельбы и всего, что связано с оружием. В чем-то игра даже начинает напоминать то, как злобный инструктор из "Цельнометаллической оболочки" учил своих подчиненных - к своему оружию действительно привязываешься после того, как изучишь пару-тройку полезных перков.
Перки эти имеют в Fallout 4 фундаментальное значение: даже дряблая на первых порах "пушка" при грамотном подходе довольно быстро превращается в настоящее орудие смерти. Впрочем, даже этим необязательно заниматься: здесь присутствует огромное разнообразие оружия, доступно в том числе и коллекционное. От классической железнодорожной винтовки до силового кастета и корабельной пушки. Самой настоящей - той, что палит огромными пушечными ядрами. В общем, скучать точно не придется.
При всем этом Fallout 4 остается больше все-таки ролевой игрой, а не шутером, несмотря на то, что оружия стало больше, а сама система стрельбы сделана более интересно за счет тотально переработанной боевой механики. И несмотря на то, что саму ролевую систему несколько урезали, а боевку наоборот сделали гораздо вариативнее и увлекательнее. Судите сами: тут можно, например, даже строить целые поселения, а ведь это не градостроительный симулятор!
Техническая сторона вопроса
Вот где Fallout 4 точно не идеальна - так это здесь. Практически везде угадывается все тот же старенький движок от еще Morrowind (!!!), который хоть и обзаводился многочисленными апгрейдами, но это напоминает попытки сделать из "Жигулей" бодрый спорткар путем тюнинга. О родстве с играми на этом движке напоминает многое - от морально устаревшей графики до глюков и загрузок между интерьерами и экстерьерами, которые еще и довольно продолжительные отрезки времени могут занимать.
Но при всем этом видно, что авторы и не картинкой хотели нас заинтересовать, Fallout 4 гораздо глубже. Здесь тщательнейшим образом продумано и проработано все и везде. От подробнейшей системы модификации экипировки до строительства, от полчища квестов да случайных находок. Даже взять место действия - постапокалиптический Бостон выглядит просто прекрасно, а еще и реалистично, есть немало объектов из реального города.
А графика, хоть и по меркам 2015 года выглядит скромно, сильно на себя внимания не обращает, многое компенсируя тем, как стильно все прорисовано и какое огромное количество деталей можно видеть повсеместно. Да, Fallout 4 - яркий пример того, что внешность обманчива.
Итоги
Хоть 2015-й год порадовал многими играми, но если кто и может составить третьему "Ведьмаку" конкуренцию за звание "лучшая игра года", то это Fallout 4. Она не безупречна, но она по-своему прекрасна и очень самобытна. Bethesda в очередной раз сумела явить народу настоящий шедевр, который способен выбить вас из жизни на несколько десятков часов, пока все не пройдете.
Насыщенная атмосфера, нелинейный сюжет во второй половине игры, огромная и правдоподобная Пустошь, реагирующая на наши действия по-разному, замечательная боевая система с массой возможностей и адекватными противниками, щепетильный подход в вопросе усовершенствования оружия, возможность возводить целые поселения и вообще богатая система крафта... Игре найдется, чем вас удивить. Перечисленное выше - это еще и далеко не полный список.
Справедливости ради в противовес стоит вспомнить, что первая половина сюжетной линии несколько скучнее, чем вторая, что далеко не всегда можно решить вопросы чем-то еще, кроме силы, что хотелось бы больше подробностей по спутникам, ролевая система была упрощена, а еще на старте здесь были баги...
Но все перечисленные недостатки не перечеркнут положительные эмоции, которые дарит Fallout 4. Везде чувствуется, что авторы вложили в свое детище всю душу, и это было не зря. Достойное продолжение великой серии, с нетерпением ждем новых частей.