Обзор игры Dead Space 2
Вступление
Осенью 2008-го года, до того не самая известная студия EA Redwood Shores, позже переименованная в Visceral Games, выдала игру, которая одним махом стала самим воплощением жанра Survival Horror - Dead Space. Если раньше таковыми считались проекты японцев вроде Resident Evil, Silent Hill и другие разработки масштабов поскромнее, то тогда появился новый абсолютный чемпион во всем жанре. Как не странно, создала его студия, которую ранее знали разве что по играм серии James Bond 007, но знали немногие, так как серия звезд с неба не хватала.
Но то, что увидели игроки в Dead Space, навсегда изменило понятие «Survival Horror». Игра задала невероятно высокую планку, которую побить, казалось, было уже невозможно. В ней было почти все идеально. Это феноменальная редкость, когда в игре вообще не к чему придраться, кроме мелочей. И вот, в самом начале 2011-го года случился он - долгожданный выход Dead Space 2. Сказать, что его очень ждали во всем мире - ничего не сказать! И уже здесь могу с твердостью заявить - эти томительные ожидания были не напрасны! Невероятно, но факт - вторая часть оказалась не хуже, а в чем-то - еще лучше первой!
Как и первая часть, игра Dead Space 2 является научно-фантастическим шутером от третьего лица, и в то же время, ярчайшим представителем жанра Survival Horror. Как и первую часть, вторую разрабатывала та же студия, уже переименованная в Visceral Games. Далее в этом обзоре мы разберем шедевральное детище гениальных калифорнийских разработчиков подробнее.
Основы сюжета Dead Space 2
Напомню, что в первой части Dead Space мы старались выжить на большом космическом корабле «Исимура», добывающим природные ресурсы из других планет. С тех пор прошло три года, и чудом выживший Айзек Кларк проходит психическую реабилитацию на огромной космической станции «Sprawl». Когда-то она была сравнительно небольшой шахтерской базой, а теперь стала большим поселением, расположенном на обломке одного из спутников Сатурна.
Этот самый обломок как раз и стал целью гигантских космических кораблей-Потрошителей, которые могут расколоть целую планету для того, чтобы добыть природные ресурсы. Сейчас это небесное тело стало местом обитания нескольких тысяч людей, которые обслуживали технику, добывающую руду. Но случилась катастрофа - на станцию проникли ужасные бактерии, которые превращали людей в безумных монстров-некроморфов, бездумно убивающих все живое подряд. Логично, что именно Айзек - единственный человек, который уже имеет опыт борьбы с такими существами...
И пусть помимо жутких монстров Айзеку приходится справляться с своим же собственным безумием, терзающими его видениями про погибшую подругу, с заговором против него правительства, которое теперь преследует нашего героя, все же, он сделает все возможное, чтобы выжить и очистить космический город от некроморфов. Тем более, теперь Айзек уже более опытен и гораздо лучше оснащен технически - оружие, новый костюм...
В целом, сюжет Dead Space 2 хоть и не является особо замысловатым, но все же, игра завораживает и не отпускает до самого финала, все время интересно, что же будет дальше...
Графика, атмосфера, оптимизация Dead Space 2
Сразу скажу, что я никогда не являлся поклонником этого жанра. И поэтому впечатлить меня игрой в таком стиле ну очень трудно. Но то, что я увидел, едва запустив Dead Space 2... Это просто нечто. Игра показывает нам, куда мы попали, сразу и без раскачки. После непродолжительного вступительного ролика Айзек просыпается в подобии психиатрической клиники, он связан смирительной рубашкой. Его будит человек, желающий помочь, но тут же этого самого человека прямо на наших глазах потрошит на куски огромное и жуткое создание. Не успев отойти от шока, видим надпись на мониторе - «Бегите». Ну что же, бежим. Cо всех сторон прут некроморфы, а у Айзека связаны руки, и нет никакого оружия.
Найти единственный правильный выход с первой попытки очень сложно, потому что уровни не такие коридорные, как в первой части, у них есть обильные разветвления, но они - тупиковые, правильный выход отсюда - лишь один. Попал в тупик - готовься начинать попытку сначала - безжалостные монстры порвут нашего героя за какие-то секунды. Вот, наконец, мы нашли выход из этого ада - но у самой двери попадаемся в лапы очередного чудовища. Не успеете нажать кнопку действия - Айзек будет разодран атаками противника на куски. И это - только начало!
Ужасные мрачные коридоры и комнаты, меняющие друг друга страшные звуки и не менее страшная полная тишина, в которой даже нечаянно задев какой-то мелкий предмет на полу, мы невольно вздрагиваем от его шороха. Вся обстановка вокруг откровенно леденит душу - кровавые пятна, трупы и части покалеченных человеческих тел, кругом следы хаоса - разбросан мусор, поврежденное освещение... и тут... ура! Живой человек! Нормальный, не пострадавший от воздействия ксеноморфов! Радость неподдельная! В этом кошмаре хоть кто-то, кто не пытается разодрать вас на куски, действительно радует. Но после первых же секунд общения с ним мы видим, что он не совсем нормальный. От всего этого ужаса он спятил, Айзек с трудом уговорил его освободить себя из связывающей рубашки. И едва тот это сделает, тут же перережет себе горло, не веря, что возможно спастись отсюда. Тут тоже никакой мягкости - все жестко и как есть, струя крови из шеи, звуковое оформление соответствующее...
Повторюсь, только что я описал всего лишь первые 15 минут игры! В Dead Space 2 вы нигде не сможете чувствовать себя в безопасности. Ужасающая обстановка, жуткие монстры, которые лезут со всех сторон, нехватка аптечек и боеприпасов - все лучшее с первой части сохранилось. А нововведения, которые я опишу ниже в разделе по геймплею, только сделали игру еще великолепнее.
Стоит все же отметить, что насколько страшно только вначале Dead Space 2. Пока мы беззащитны, безоружны и бродим по запутанным коридорам лечебницы. Далее уже хоррор несколько уступает первенство экшену, но только частично. Кроме того, обстановка вокруг способствует волнению игрока - если на «Исимуре» мы могли видеть только последствия страшной эпидемии, то в космическом городке из Dead Space 2 все будет происходить прямо на наших глазах. Большой город постепенно будет охватываться этой самой эпидемией, и его жители, как и положено, реагируют на это по-разному - кто-то пытается сопротивляться, кто-то сходит с ума, а другие стараются просто унести ноги куда-нибудь подальше отсюда...
Что удивляет - несмотря на разросшиеся по размеру уровни, их детализация вместо стандартного снижения, наоборот только возросла! А интерактивность мира Dead Space 2 - вообще отдельный разговор. С попаданиями снарядов в цель все и так ясно - эффектные брызги крови, оторванные конечности - все как полагается. Но вот именно интерактивности не хватало в первой части - теперь даже промахами можно любоваться!
Разрушаемость объектов проработана на очень высоком уровне - от стен отлетает плитка, бетонные крошки, не говоря уже про то, что в некоторых местах можно вообще устроить разгерметизацию помещений! Это поможет избавиться от всего и всех в данном помещении - назойливых монстров (вспомнился фильм Чужой-4, как главное зло выпало по кускам в открытый Космос), незакрепленных либо отбитых деталей интерьера... но не стоит увлекаться - если не успеете точным выстрелом переключить рубильник, чтобы контролировать шлюзы, можете и сами улететь в свободное путешествие!
За невероятной атмосферой почти забыл про графику - она практически безупречна. Вы будете шарахаться от своей же тени. Все текстуры очень качественные (как для таких скромных, по меркам игры 2011-го года, системных требований), и при этом, достаточно высокого разрешения, а яркие и зрелищные спецэффекты и новая невероятная интерактивность всего окружения, не смогут оставить равнодушным никого. И при этом, что очень приятно, качество оптимизации оказалось, пожалуй, лучшим из всех игр, что я тестировал за последнюю пару лет. Количество кадров в секунду за время тестирования не падало нигде и ни разу. И это при такой-то графике! Стоит похвалить разработчиков за их колоссальный труд.
Игровой процесс Dead Space 2
Вот мы и добрались до главного. В этом аспекте Dead Space 2 - уже другая игра. Не менее интересная и великолепная, чем первая часть, а в основном, даже лучше. Но - другая. Разработчики повели себя очень корректно по отношению к поклонникам своего детища, они учли все массовые пожелания - были жалобы на слишком уж закрытые пространства, также многих не устраивал факт, что дать достойный отпор монстру подчас было настоящим подвигом. А заодно досажали часто встречающиеся слишком однотипные задания.
В Dead Space 2 ситуация несколько другая. Хоррора стало поменьше, экшена - побольше. Обширные территории, улучшенное вооружение и повышенная маневренность протагониста этому очень способствует. Как раз идеальный баланс между экшеном и хоррором, которого немного не хватало первой части. Хотя, это тоже дело личных предпочтений. Но все же, большинству игроков все-таки по душе ураганные сражения вместо медленной борьбы, ну и гораздо комфортнее играть, когда ты можешь себя защитить, а не беспомощно забиться в угол, безуспешно пытаясь отбиваться от многочисленных и крепких врагов.
Помимо улучшения средств борьбы с супостатами, игроку будет немного проще за счет более открытых и просторных территорий. Sprawl без тени сомнения можно назвать полноценным городом, что после узких коридоров Исимуры, где некуда бежать и отступить - как глоток свежего воздуха в душной комнате. Для добытчиков руды и их семей в городе есть почти все, что и должно быть - от магазинов до школ, от богатых кварталов до бедных, есть спортивные комплексы, места для отдыха, и даже церкви есть! То есть, разгуляться будет где. И разнообразие тактики тоже существенно увеличилось - теперь вместо попыток сопротивления против превосходящих сил противника можно попробовать просто убежать, скрыться с его глаз. Или просто найти более выгодную для обороны позицию.
Также стоит отметить и улучшенное оснащение Айзека. Тяжелый и неудобный костюм, сковывающий движения, остался в прошлом. Вместо него вы подберете новый, более совершенный, легкий и функциональный. Помимо ускорения обычного бега по сравнению со старым костюмом, в нем наш герой сможет парить в воздухе в зонах низкой гравитации в стиле Iron-Man-а.
Не стоит думать, что существенные улучшения в оснащении и экипировке Айзека обеспечат вам легкую жизнь. Противники в Dead Space 2 тоже были капитально доработаны. Появились новые их виды, остались старые, но самое важное нововведение - эти существа научились действовать, как единый механизм. Вот вы боретесь с кучкой мелких, но неприятных существ, и появляется в поле зрения создание побольше габаритами. Мелкие, не теряя особо времени, налипают на него, обеспечивая повышенную стойкость к повреждениям - этакий живой щиток. Который, к тому же, помогает носителю ощутимо быстрее двигаться.
Можно также вспомнить мелких «младенцев», ползавших по потолкам на Исимуре, которых ученные выращивали на органы. Так вот, теперь это уже не младенцы, а скорее, подростки, которые по одному вроде бы и относительно безобидны, но напав шайкой, могут создать серьезные неприятности.
И вообще, разнообразие и эффективность противников в Dead Space 2 здорово поражает. От крупных и могучих тварей, способных разодрать Айзека с нескольких ударов, и до мелких, но от этого не менее опасных созданий. Так, будут встречаться некроморфы, которые действуют, как мины. Наступите на такой экземпляр - он подпрыгивает и взрывается, оставляя облако ядовитой пыли, которая наносит нашему герою урон.
Недалеко отстал и другой коварный вид некроморфов, который тихо к вам подкрадывается, цепляется к Айзеку на костюм и взрывает себя! Некроморф-камикадзе, вот как!
Есть еще и сталкеры - так эти вообще подлые, нападают только со спины. Едва вы повернетесь к ним лицом - тут же бросаются наутек. Причем пытаться догнать и наказать - определенно не лучшая идея, так как можете нарваться на других, более опасных монстров, оказавшись в ловушке.
Вообще, в Dead Space 2 концентрация врагов значительно повысилась, из стало заметно больше, чем было ранее. Но умные разработчики сделали так неспроста - они ведь пропорционально к возможностям врагов улучшили и возможности игрока. Доработав и усовершенствовав всю его экипировку.
Я уже отмечал выше улучшенный, более функциональный, крепкий и более легкий костюм. Что касается оружия... То тут, помимо новых видов, разработчики Dead Space 2 остались верны полюбившемуся многим игрокам в первой части плазменному резаку, с помощью которого было очень увлекательно резать оппонентов на куски, отсекая им разные части тела. Стоит отметить, что некоторые некроморфы уязвимы только к определенному виду оружия и боеприпасов.
Помимо плазменного резака, есть еще солидное разнообразие вооружения. Интересный экземпляр - этакий копьемет, с помощью которого можно будет прибить копьем противника к стене, а заодно добить разрядом электрического тока.
Также вам предоставят возможностью пользоваться импульсной винтовкой армейского образца, которая отличается очень высокой скоростью стрельбы, а в альтернативном режиме огня работает в качестве гранатомета. Лазерная винтовка выпускает широкий луч, который способен поражать сразу несколько врагов, выстроившихся в одну линию. Альтернативный режим стрельбы предоставляет возможность стрелять миной с таймером в несколько секунд. Еще один вид оружия, труборез, с помощью вращающейся циркулярной пилы из титана отлично поможет как для точной резки, так и для грубой, но зато быстрой. Может выпускать лезвия для разреза объектов на расстоянии.
В Dead Space 2 есть и другие виды оружия и приспособлений, с которыми вы познакомитесь непосредственно в игре - огнемет, силовой резак, снайперская винтовка, контактные мины, силовой пистолет и другие полезные вещи. Кроме того, есть еще несколько видов костюмов, которые отличаются прочностью и возможностью брать с собой определенное число предметов, чем лучше костюм - тем больше всего вы сможете нести с собой.
В общем, разработчики Dead Space 2 сделали все, чтобы скучать игрокам не пришлось. Но главное отличие от первой части - это наличие в игре многопользовательского режима. В нем бои происходят между двумя командами - людьми и некроморфами, причем, у вторых есть возможность видеть первых через стены. В каждой команде представлено по четыре игрока, причем в команде некроморфов - каждый игрок другого разновида монстров. Доступны Spitter, Puker, Pack и Lurker. Обычными некроморфами руководит система искусственного интеллекта Dead Space 2. Все схватки проходят в раундах с ограниченным временем, где у каждой команды есть своя задача. Люди должны проникнуть к контрольной точке, а некроморфы - не дать им этого сделать.
Что же, в общих чертах я все сказал, что хотелось. Осталось подвести итоги.
Заключение
Кто-то из игроков скажет, что первая Dead Space была страшнее, чем Dead Space 2. И в этом будет доля правды, там было меньше средств борьбы с опасными противниками. Кому-то нравилось не спеша двигаться по коридорам и чуть ли не задумчиво резать врагов на куски... Но таких игроков меньшинство. Основной массе геймеров наверняка придется по вкусу зрелищность, динамика и напряженность геймплея Dead Space 2.
Кажется, авторам удалось найти золотую середину - игра отлично справляется с задачей пощекотать нервы, и в то же время, она стала разнообразнее, быстрее и более атмосферной. Скорее всего, ее после первых уровней следует рассматривать больше как боевик, чем хоррор. Но повторюсь, расслабиться вам не дадут, регулярно будет либо вообще страшно, либо просто не по себе.
Игра Dead Space 2 обязательно будет в списке лучших игр 2011-го года. Ее смело можно назвать шедевром.