Обзор игры Clash of Clans
Вступление
Бывают такие игры, которые, казалось бы, выглядят как-то по-детски и примитивно на фоне проектов с огромными бюджетами и шумными пиар-кампаниями, но которые среди вот таких гигантов умудряются не только не теряться, но и демонстрировать завидную для многих успешность. И это без многомиллионных затрат, просто за счет идеи и качества исполнения - взять ту же Plants vs Zombies, например, или же Crimsonland. Сегодня мы поговорим как раз об игрушке такого типа, которая называется Clash of Clans.
Мобильный успех
Не так часто приходится писать об играх для мобильных устройств - традиционно к "большим" платформам приковано куда больше внимания игрового сообщества. Но Clash of Clans - совершенно уникальный случай. Созданная сравнительно небольшой студией из немногим больше полсотни человек, игра умудрилась стать наиболее зарабатывающей стратегией в мире, причем мы сейчас говорим о всей игровой индустрии, а не только рынке игр для мобильных девайсов.
Что еще более удивительно - Clash of Clans все так же бесплатная, какой и была на заре своей блестящей "карьеры". Авторы, разумеется, не могли оставить сколько затраченного времени и труда просто так, потому ввели донат, но последний лишь дает отдельным игрокам фору перед остальными. Но никак не запрещает тем самым остальным играть в игру, постепенно развиваться в ней, и при этом не тратить ни копейки своих кровных.
Вот и получается, что популярность игрушки стремительно растет как на дрожжах, а разработчики наконец-то могут пожинать плоды своего нелегкого труда, а заодно подсчитывать впечатляющую прибыль. А она таки поражает, судите сами - в студии SuperCell, подарившей игровому миру Clash of Clans, на момент выхода последней трудилось 56 человек. Несмотря на то, что до релиза дожило лишь две разработки SuperCell (Clash of Clans и Hay Day, причем обе имеют бесплатный статус), этого достаточно, дабы у студии была феноменальная прибыль до двух с половиной миллионов долларов в день.
Рецепт для победы
Благодаря чему же Clash of Clans достигла столь феноменального успеха? При первом же взгляде на игру у многих появляется недоумение. Здесь нет графики, как в Battlefield 4 или Far Cry 3, здесь нет сюжета, как The Last of Us или Mafia, здесь нет Ханса Циммера в списке авторов саундрека, как в Crysis или Mass Effect... Игру никто так старательно и дорого не рекламировал, как все, вышеперечисленное.
Но все эти аргументы попросту разбились о простоту и увлекательность Clash of Clans. Да, нет шедевральной фотореалистичной картинки, но качественная рисованная графика воспринимается "на ура", радуя сочными красками и необычайным колоритом. Нехватку сюжета отлично подменяет сам игровой процесс, который с блеском справляется с задачей увлечь игроков и подолгу не отпускать от своих мобильных устройств.
Что же такое по своей сути Clash of Clans? Это отдаленный аналог известной "Веселой фермы", вот только антураж несколько другой, пусть менее универсальный (в отличие от "Фермы", девушки едва ли войнами и драками сильно будут интересоваться), но куда более зрелищный и интересный для мужского пола. Скот здесь заменили маги, гиганты да драконы, а амбары и плетни - золотоносные шахты, казармы, а также стены крепостей.
Из всего этого можно сделать выводы - тут нет никакого садоводства, но есть жесткая борьба за ресурсы. Причем борьба такая, в которой все средства хороши: конечно, забрать свое добро из шахты - это здорово, но чем плохо силой отбить немного золота у кого-то из других игроков?
Масштаб сего действа стремительно нарастает: чем дальше, тем больше разных средств появляется у игроков, а еще они могут объединяться в кланы, на что игра и рассчитана (смотрите на само ее название). Битвы кланов - это уже куда более весело и увлекательно, ведь можно делиться с коллегами своими войсками, если в этом есть необходимость, а хаос и разрушения при таком раскладе принимают воистину эпические масштабы.
Что касается механики Clash of Clans, то тут все очень просто и привычно для любителей стратегий в целом - в нашем распоряжении имеется база, на этой самой базе мы возводим всяческие постройки. Как защитные, так и атакующие. А еще - добывающие ресурсы. Первые нужны, чтобы задерживать нападающих противников, вторые - чтобы отстреливать все тех же агрессоров, а третьи - чтобы иметь свои ресурсы, а еще чтобы у оппонентов была мотивация вас атаковать. Как и у вас - атаковать тех самых оппонентов в ответ.
В сражениях здешних же ничего сложного нет - от нас требуется лишь хорошее стратегическое мышление, то есть грамотная планировка всего и вся, а в самих битвах мы толком уже никак не участвуем. Нужно лишь правильно подобрать армию и максимально хорошо просчитать порядок ввода своих военных активов в сражение.
Кроме того, как сама армия, так и всевозможные постройки подлежат улучшениям, которые происходят в реальном времени и при каждом следующем разе длятся дольше и дольше. Рано или поздно каждый дойдет до такого, что улучшения могут становиться вообще нецелесообразными, потому что отнимают ну слишком уж много времени. В этом весь механизм работы Clash of Clans: главная цель игры - собирать деньги.
Соответственно, поиграв максимум пару месяцев, вы встанете перед непростым выбором - либо вы начнете тратить свои деньги (именно реальные деньги), либо удалите игру, в которой без подобных дотаций делать будет больше нечего, будь вы даже ну очень настойчивыми и упорными.
К чести Supercell, студия не пытается выпросить за счет своего удачного детища у игроков по первому же удобному поводу - и без расходов Clash of Clans до поры до времени чертовски увлекательная, а когда эта увлекательность спадает, мотивация потратиться все же присутствует. Досадно ведь, когда вы сколько времени потратили на развитие, а тут кто-то набежал и ограбил вас, а ответить - ресурсов не хватает.
Многие еще и сражаются за места в рейтинге лучших игроков и кланов - чем выше там, тем большая потеха для самолюбия. Из разряда "мелочь, а приятно". Что немаловажно, постоянно на кого-то нападать вас никто не заставляет, но стоит помнить, что чем дольше ваш смартфон или планшет лежит без дела, тем больше риск, что кто-то воспользуется вашим отсутствием и попытается получить в свою собственность ваши ресурсы. Если вам на это плевать - можете и дальше себе спокойно отстраивать свою базу и играть, как ни в чем ни бывало. Благо, цена поражения здесь не такая большая, чтобы иметь серьезные последствия для интереса игрока.
Заключение
В этом и есть главная прелесть Clash of Clans - игра многогранна и интересна для всех, кто бы чем ни занимался в ней. И для тех, кто тратит шальные деньги на развитие, и для тех, кто их не тратит вообще. И для любителей сидеть с планшетом и убивать время сутки напролет и для тех, у кого есть какой-то перерыв в важных делах и хочется немного отдохнуть и расслабиться. Разработчики сумели создать удивительно гармоничный, сбалансированный проект, который практически не имеет недостатков, который не требует с игроков тратить деньги, но при этом приносит миллионные прибыли. В итоге довольными остаются все. Так что попробовать Clash of Clans определенно стоит - как минимум ничего не потеряете.