Обзор игры Chernobylite
Chernobylite представляет собой научно-фантастический survival horror, которая переносит нас в Чернобыльскую зону отчуждения в роли ученого-физика Игоря Химинюка, в свое время трудившегося на ЧАЭС. Для возвращения в Припять у него есть своя мотивация: Игорь жаждет выяснить, куда пропала его невеста еще 30 лет назад. Однако путешествие это не сулит ничего простого: на пути ученого - военные, сталкеры, сверхъестественные существа и прочие опасности здешнего мира.
В основе событий, творящихся в Chernobylite, лежит таинственный минерал чернобылит, который якобы изучался в свое время на ЧАЭС до катастрофы, случившейся в 1986 году. Этот минерал обладает огромным количеством свойств и может, например, дать человеку способность к телепатии, перемещению во времени и пространстве, давать большое количество энергии и так далее. По лору игры именно эксперементы над чернобылитом привели к страшной трагедии в виде взрыва четвертого реактора.
В результате окрестности станции были серьезно заражены, а из открывшихся порталов сюда хлынули ранее никогда не виданные существа, оказавшиеся крайне недружелюбными. Людей пришлось спешно эвакуировать, а сама пораженная территория была в конечном итоге продана международной военной корпорации НАР. Это не изменило обстановку радикально: в НАР точно так же заинтересовались чернобылитом и проводят секретные исследования. Никого к АЭС не подпускают, а нарушители безжалостно уничтожаются.
К созданию Зоны разработчики подошли весьма ответственно: они использовали 3D-сканирование, чтобы пейзажи из реальной ЧЗО были максимально реалистично воссозданы. Она здесь разделена на пять локаций: центр Припяти, ее порт, око Москвы, рыжий лес и Копачи. Нажав на значок любой из них, вы узнаете, что там за миссии доступны и какие ресурсы можно раздобыть.
В плане игрового процесса очень большая часть игры заточена на изучение Зоны отчуждения со всей сопутствующей деятельностью, направленной на банальное выживание персонажа - сбор материалов, инструментов и прочих ресурсов. Вместе с тем большое значение играет развитие отношений с другими персонажами - их можно как улучшать, так и испортить, потому иногда приходится принимать решения, сказывающиеся на дальнейшем отношении к вам и на сюжете в целом.
При этом главный герой - далеко не суперсолдат, способный в гордом одиночестве штурмовать хорошо укрепленную и охраняемую АЭС, а потому предстоит хорошенько подготовиться. Нам предлагается сделать из старого склада целую военную базу, отыскать союзников и заняться сбором разведывательной информации. К каждой вылазке приходится готовиться, раздавая указания соратникам, делая станки для производства оружия и прочее оборудование, расширяющее функционал базы, вплоть до компактных ядерных реакторов. Для крафта всего нужны ресурсы - их предстоит предварительно собирать.
В ходе вылазок вы периодически будете сталкиваться с агрессией со стороны других персонажей, коими могут выступать, например, солдаты все той же упомянутой выше НАР или же монстры. Помехой может быть также встречаемая здесь аномальная активность - чернобыльский туман и чернобыльский шторм: в туман нужно надевать противогаз, от шторма же нужно прятаться в кустах или готовить оружие получше, так как ожидается пришествие Черного сталкера, выполняющего функции Тирана из Resident Evil 2, подгоняя игрока и не давая ему чувствовать себя свободно и вольготно.
Сражения в Chernobylite, к сожалению, отсылают нас на десятилетие назад, когда фраза "польский шутер" звучала как ругательство. Она неказистая и несколько примитивная, бои обычно выглядят скоротечно и неловко. То же самое можно сказать и про стелс-механику, которая может сработать как надо, а может не сработать вообще. Враги то не замечают нас в нескольких метрах от себя, то обнаруживают за двумя глухими стенами. В итоге все выглядит весьма хаотично и нелогично.
Chernobylite получилась неплохой игрой, но очень далекой от совершенства. Здесь хватает интересных идей (например, механика путешествия во времени), здорово проработана атмосфера, встречаются колоритные персонажи но даже с выходом из раннего доступа проект остается очень сырым и изобилует багами различной степени критичности, монстрам не хватает какой-то харизмы, искусственный интеллект туповат и ведет себя порой крайне нелогично, но главной проблемой пока остается именно технический аспект - баги в больших количествах. У игры определенно есть хороший потенциал, если упомянутые недостатки со временем будут устранены, но пока она подойдет только самым терпеливым ценителям жанра.