Обзор игры BloodRayne
В последнее десятилетие было выпущено не так мало игр про вампиров. Где-то их главные герои были "добрыми", где-то - "злыми". Некоторые игры создавались в жанре PRG, другие - в жанре horror. BloodRayne же выделяется на их фоне - это ураганный экшен от третьего лица, который может похвастать своим оригинальным сюжетом. Правда, на фоне того мяса, которое имеет место быть на экране, на сюжет мало кто внимание обращает - в таких играх он практически не имеет значения.
Отец Рэйн - Каган, могущественный вампир, а мать - простой человек. Каган изнасиловал мать Рэйн, после чего убил семью и ее близких. Наша героиня - дампир, то есть, наполовину человек, наполовину вампир - обладает положительными свойствами обоих видов. Она не может умереть старости, способна быстро заживлять раны, без ущерба для здоровья может безболезненно приземляться с любой высоты, как и вампиры, очень не любит солнечный свет и воду. Зато есть превосходство перед последними - солнце и вода не убивают Рэйн, а лишь ранят. Вообще, у разработчиков BloodRayne получился очень колоритный персонаж - эффектный внешне (точнее, эффектная), сильный, выносливый, чрезвычайно проворный, умный, да еще и не обделенный чувством юмора. Наша рыжеволосая красотка то и дело язвит и "подкалывает" своих противников, прежде чем вступить с ними в бой - это придает ей особый шарм и неповторимость.
Девушка ненавидит своего отца и всех его соратников, но до него она доберется несколько позже, уже в сиквеле. А пока Рэйн работает на таинственную организацию Бримстоунское общество...
В самом начале игры она совсем молодая и неопытная, отправляется в компании своей наставницы и коллеги по организации Минс на первые боевые задания - поступила информация, что в небольшом городке в Луизиане творятся странные вещи. Здесь появилась некая инфекция, которая охватила местную деревню - несчастные люди превращаются в безмозглых и агрессивных зомби. Инфекцию разносят огромные паукообразные насекомые. Вообще, игра делится на три больших этапа - по сути, обучающий уровень в Луизиане, затем уже действие разворачивается на огромной секретной военной базе Третьего Рейха в Аргентине, а в заключение мы будем рубить врагов уже в Германии.
Но, повторюсь, на сюжет в BloodRayne мало кто обращает вообще внимание. С самых первых минут мы смотрим на Рэйн и восхищаемся тем, что она способна вытворять. Прыгнуть метров на восемь в высоту? Не проблема! Бежать без усталости на большой скорости? Да сколько угодно! Держать идеальное равновесие на тонком канате? Да не вопрос! А если сюда добавить еще то, как она мастерски вымахивает своими острыми лезвиями, эффектно расчленяя противников на куски - вообще очень впечатляет.
Впрочем, это еще далеко не все невероятные способности главной героини BloodRayne. Ей доступно (пусть и не сразу) расширенное восприятие мира - этакий slo-mo эффект, в режиме которого можно легко уворачиваться от пуль и рубить противника сзади, пока он еще не успел понять, что мы уже его обошли с другой стороны. Когда откроете эту способность, ее можно использовать сколько угодно и когда угодно - Макс Пэйн, которому ради 30 секунд такого действа приходилось очень сильно трудиться, нервно курит в сторонке. В этом режиме есть еще одна положительная сторона - мы можем, не отрываясь от игрового процесса, наблюдать, как красиво разлетаются куски тел противников в разные стороны и как брызгает их кровь - благо, BloodRayne изобилует "матричными" спецэффектами.
Есть и другие способности, одни менее полезные, другие - более. К первым можно отнести этакое "снайперское" сфокусированное зрение, которое появляется после вживления глаза Белиара в нашу героиню. Практической пользы от него минимум - можно использовать как бинокль, то при скорости бега Рэйн не очень нужно, а можно применять вместо снайперского прицела для стрельбы из огнестрельного оружия. Но, опять же, при наличии лезвий и навыков протагониста их использовать, стрельба кажется крайне неэффективной.
А вот ночное зрение - вещь нужная. Главное достоинство этой способности - мы видим ауры живых существ, можем наблюдать состояние их здоровья, а также моральное состояние. Спокойный враг будет отсвечивать красным, а напуганный нашим присутствием - зеленым. Также еще один жирный плюс данной способности - функция своеобразного компаса. Место, куда нам нужно добраться, отображено голубоватым свечением. Оно просматривается даже сквозь стены и другие препятствия, чем крупнее - тем цель ближе, соответственно, чем меньше, тем на большей дистанции находится наш ближайший пункт назначения.
Ну и главная сверхспособность, которая понравится абсолютно всем - кровавая ярость. В отличии от предыдущих способностей, она ограничена и не появляется сама по себе. Она накопляется путем нанесения ударов противникам - с каждым ударом шкала наполняется, ярости становится все больше. Когда она дойдет до конца, мы можем использовать всю накопившуюся злость. И теперь нашим противникам остается только посочувствовать - Рэйн в ярости почти неуязвима, а ее удары становятся просто разрушительно сильными - даже "боссы" под таким натиском долго не могут продержаться. Кровавые ошметки врагов разлетаются в разные стороны еще более эффектно - из-за повышенной силы ударов вероятность расчленения их тел очень возрастает. Но разработчики BloodRayne отлично выдержали баланс - мало того, что для накопления ярости нужно время и успешное проведение нескольких атак лезвиями, так еще и используется злость не так долго - около двадцати секунд. Правда, этого времени с лихвой хватает, чтобы если не уничтожить врага, то нанести ему крайне серьезный урон. А рядовых противников за эти секунды можно перекрошить очень-очень много.
Стоит отметить, что кроме главного оружия в виде двух острых лезвий на руках, у Рэйн есть еще гарпун. Крайне полезная вещь, которая неоднократно пригодится в процессе прохождения BloodRayne. Ним можно притягивать к себе врагов, которые находятся на расстоянии - часто экономит время, а то и здоровье - например, если враг стреляет по вам, стоя в воде, в которую заходить очень нежелательно. Позже гарпун пригодится для ликвидации маленьких, но очень неприятных летающих существ, которые любят паразитировать в людях, но о врагах поговорим чуть ниже.
Также главная героиня BloodRayne охотно собирает оружие, выпавшее из рук врагов - а арсенал весьма обширен. От простых пистолетов до небольших автоматов, от штурмовых винтовок до гранат, пулеметов и гранатометов. Оружие, в основном, немецкое эпохи Второй Мировой войны, исключения - разве что обычные винтовки и дробовики, которыми вооружены зомби в Луизиане. Значение огнестрельного оружия в игре не такое большое, как можно было ожидать - лезвия показали себя в разы эффективнее и полезнее. Правда, к примеру, одного из последних боссов мечи вообще не берут - нужны лишь автоматы, пулеметы, гранаты и панцерфаусты, так что игнорировать оружие не стоит. Пока вы без него, Рэйн сама собирает все валяющиеся на земле образцы, но на каждый вид оружия доступно определенное количество слотов. Пистолетов и автоматов можно нести по два, но для тяжелого орудия, вроде пулемета, есть только одна ячейка. Потому, взяв пулемет, вы не сможете носить панцерфауст. Взяв динамит, вы не сможете подобрать гранаты и т.д. Впрочем, любое оружие можно взять, просто выбросив предыдущее, которое вам кажется менее эффективным.
Противники будут самыми разными - в Луизиане нас атакуют простые зомбированные люди, которые являются просто беспомощными врагами, неспособными создать проблем даже начинающим игрокам. Но на том же уровне есть еще и паукообразные существа внушительных размеров, которые быстро двигаются и наносят приличный урон. А в конце вас ждет "big mama", как ее назвала сама Рэйн - огромная паучиха (около десяти метров в высоту), стойкая к повреждениям, крепко бьющая длинными лапами и что самое неприятное - постоянно рождающая кучки мелких, но неприятных паучков, которые сильно мешают.
Далее же враги более разнообразные - обычные фашистские солдаты, офицеры (отличаются от солдат более быстрой реакцией, стойкостью, меткостью и способностью блокировать гарпун), зомбированные солдаты и офицеры, существа, которые их зомбируют, проникая в тела и захватывая полный контроль над нервной системой. Будут также различные оборотни, другие монстры, офицеры фашистов с особыми навыками и даже секретные шагающие боевые машины.
В боях вы рано или поздно получите определенный ущерб здоровью - но аптечек в игре нет. В их роли выступают враги, у которых можно пить кровь. Именно кровь улучшает физическое состояние Рэйн, стремительно заживляя ее раны. Разные противники дают разное количество крови, а у некоторых ее пить вообще невозможно - у всяческих пауков и других монстров, например. Чем крепче враг, тем больше он может восстановить здоровье - простой зомби лишь процентов на десять способен вам "помочь", а бравый немецкий офицер способен восстановить около половину утерянного здоровья, но его так просто не возьмешь. Словом, и тут баланс выдержан очень грамотно.
Вся основа игры BloodRayne - "убей их всех", но эта крайне зрелищная, эффектная и динамичная мясорубка регулярно разбавляется разнообразными головоломками, испытаниями на скорость реакции и т.д.
Здешний игровой мир может похвастать неплохой разрушаемостью и честной физикой - очень много объектов, которые могут крошить как пули, так и лезвия. Разнообразие локаций тоже радует глаз, огорчают разве что однообразные мрачные бункеры фашистских военных баз на одном из уровней.
В целом, для своего времени BloodRayne - изумительнейшая игра, с очень хорошей по тем временам графикой и отменной оптимизацией, качественным звуковым оформлением, ураганным по интенсивности игровым процессом и колоритным персонажем в главной роли.