Обзор игры Black Mesa
Культовая игра Half-Life в представлении не нуждается - это легенда на все времена, которая совершила настоящую революцию в своем жанре. Сегодня, глядя на этот феноменальный проект, даже не очень-то и верится, что он увидел свет еще в прошлом веке. Но факт остается фактом - Valve удалось со своей игрой обогнать время. Это привело к появлению мощного импульса, толчка для развития всей индустрии - впоследствии то же самое с блеском проделает и сиквел...
Но здесь речь пойдет не о нем, да и не о первой "Халфе" в ее чистом виде - разработчики-любители смогли сделать нечто, заставившее поверить людей в знаменитую фразу "Ковчег построили любители, Титаник - профессионалы". Конечно, это больше все-таки исключение, но мод, о котором мы дальше будем вести речь - совершенно уникален во всех отношениях.
Проект получил красноречивое название Black Mesa, доставшееся ему от названия той самой сверхсекретной военной научно-исследовательской базы, с которой и началась история Гордона Фримена. Игра в глобальном плане практически полностью повторяет легендарную Half-Life - мы начинаем свой путь в одиночестве в вагоне монорельса, прибываем на нем на свое рабочее место, идем проводить эксперимент... Который заканчивается катастрофой - вследствие человеческих ошибок и неисправности оборудования открылся портал в параллельный мир Зен. Там обитают, как оказалось, отнюдь не доброжелательно настроенные по отношению к землянам жители, поспешившие тут же проникнуть в нас мир.
Они удивительно легко прижились, превратив целый гигантский комплекс размером с хороший мегаполис в настоящую зону боевых действий, в которых люди далеко не выглядят фаворитом противостояния. А тут еще и военное руководство, видя громадные потери в боях с пришельцами, высылают сначала элитных бойцов с разных спецподразделений с целью зачистить всех (от ученых, до прибывших ранее для зачистки обычных солдат).
В этом аду бедному физику-ядерщику придется не только выживать всеми доступными средствами, но и пытаться выбраться отсюда, но количество врагов и масштаб Черной Мезы совсем не позволяют это сделать так просто. Не говоря уже о том, что портал в мир Зен остается открытым, оттуда постоянно прибывают все новые и новые противники, потому нужно как-то его закрыть... В общем, сюжетная линия в целом идентична оригиналу. Как и механика игрового процесса в целом - это все такой же шутер с видом от первого лица с молчаливым протагонистом, где перестрелки регулярно разбавляются всяческими задачками различной степени сложности.
В чем же отличия Black Mesa от классической Half-Life? Тут о многом можно говорить, чему и посвятим оставшуюся часть этого обзора. Радикально изменилась в лучшую сторону графика - это не халтура от Valve, издавшей убогую модификацию для первой части на движке Source, это - созданный с нуля проект, в котором каждая локация рисовалась заново на основе оригинала. Детализация потрясающе возросла - куда бы вы ни посмотрели, везде заметны труды разработчиков-энтузиастов. Начиная от трещинок в стенах, заканчивая слегка облупившейся местами краской на трубах.
Создатели постарались от души, внеся во все лаборатории и коридоры разнообразие. Если раньше это были довольно однотипные текстуры, то теперь, к примеру, появились плакаты в коридорах, на столах всяческий мусор, едкие радиоактивные отходы обзавелись свечением, а дым стал клубиться, а не стоять на месте. Появился ряд новых анимаций, полностью заменены все текстуры, появились радующие глаз спецэффекты и другие приятные мелочи, вроде ачивментов. То же самое можно сказать и о здешних людях - они очень ощутимо похорошели, причем похорошели во всем, в чем только можно.
Если раньше они были похожи на роботов, сошедших с конвейера (ученых была буквально пара-тройка скинов, охранников и того меньше), то теперь это люди, причем люди с собственным характером (не стесняются иногда шутить над главным героем, например) и индивидуальной внешностью. Не говоря уже о том, что теперь кроме мужчин появились и женщины, да и в кои-то веки важные персонажи со второй части теперь выглядят так, как и должны выглядеть, а не клонами своих коллег. Речь идет о профессоре Кляйнере и Илае Вэнсе.
Уровни Black Mesa также в глобальном плане местами отличаются от тех, что были в оригинале, речь идет именно не об их внешности, дизайне, но и о самой структуре, построении. Кое-какие расширили, сделали масштабнее, а другие наоборот урезали, кое-что вовсе было вырезано (гараж во главе "Surface Tension", к примеру). Можно вспомнить очень многое - даже оружие разложили по другим местам, ту же легендарную монтировку теперь подберем несколько позже, чем в оригинале.
При этом враги в лице хэдкрабов да зомби и не думали никуда деваться, потому поначалу придется выживать чуть ли не с голыми руками, уповая лишь только на свою скорость бега и на файеры, валяющиеся по разным углам. Да-да, сигнальные ракеты для обозначения тревоги можно отнести к новому оружию, ведь ними можно поджигать врагов, хоть это совсем не так просто. Вообще, вся сложность игры очень и очень ощутимо выросла. При том, что и в оригинале она была далеко не простой, Black Mesa же будет настоящим испытанием даже для искушенных геймеров. Даже на среднем уровне сложности.
Такого эффекта удалось добиться рядом нововведений - многие противники стали гораздо опаснее. Кто-то теперь более живучий (те же барнаклы, чьи "хоботки" свисали с потолка теперь убиваются лишь после 3-4 ударов монтировкой), а кто-то агрессивнее и интенсивнее атакует. Те же вортигонты могут запросто вас электрифицировать еще до того, как вы в них прицелитесь - бьют током очень точно, а главное - между ударами почти нет пауз, которые были в оригинале, придется действовать быстро. Или буллсквиды, плюющиеся теперь куда более широкой струей кислоты...
Местами разработчики пощадили нервы геймеров и таки немного упростили свое детище, но таких примеров гораздо меньше. Тот же экран, которым нужно вызывать удар с воздуха теперь куда более аркадный, нужно буквально клацнуть две кнопки и все, в то время как в оригинале надо было тщательно наводиться на цель. Пересмотрели баланс оружия, также последовательность, в которой это самое оружие нам выдается. Таскать с собой чуть ли не безграничный боезапас не выйдет - к примеру, гранат для подствольника можно будет взять не больше трех.
Подводя итоги, Black Mesa - изумительная игра, которую модом можно называть лишь из-за дани уважения к легендарному оригиналу. Это глубокая модернизация всего и вся в культовой игре, которая существенно ожила и стала интереснее благодаря этому. На голом энтузиазме, не подкрепленном толком никаким финансированием (проект изначально был и есть некоммерческим и распространялся бесплатно), удалось создать настоящий шедевр.
При этом шедевр, напрочь лишенный багов, вылетов, проседаний частоты кадров и многих других недостатков, встречающихся нынче нередко даже в топовых играх с огромным бюджетом. Радует все, от баланса, который был грамотно переработан, до замечательной графики с новыми текстурами, красивыми спецэффектами и высокой детализации. Отдельного упоминания стоит саундтрек - даже не верится, что такую музыку мог написать любитель.
Одно только жаль - из игры напрочь убрали все локации мира "Зен", но все же стоит отметить две вещи. Во-первых, действия в Черной Мезе - гораздо больше, чем половина оригинальной игры, примерно 3/4. Во-вторых, локации с мира Зен, в том числе и эпичная битва против Нихиланта все же должны выйти. Во всяком случае, об этом заявляют авторы - разработка продолжения уже ведется. Над игрой трудится совсем небольшой штат энтузиастов, которым за их труд толком никто не платит, потому хочется от всей души поблагодарить их за проделанную работу и пожелать дальнейших творческих успехов.