Обзор игры Battlefield 4
Кто кого?
Противостояние серий Battlefield и Call of Duty длится уже более десятилетия. Два крупных и сверхприбыльных бренда постоянно ведут борьбу между собой за звание лучшего в мире военного шутера, что чем-то похоже на перетягивание каната. То одна сторона получит какое-то преимущество над другой, то наоборот... В этом году едва ли не впервые между ними - целая пропасть. И виной этому не только провал свежей CoD, но и совершенно новый уровень технологий и геймплея, предложенный ребятами из DICE. Встречайте - это Battlefield 4.
Особенности игры
Разработчики проделали грандиозную работу, при этом не выдумывая ничего радикально нового - старый добрый движок был допилен, доведена до ума игровая механика, появились новые образцы техники, карты. В теории это смахивает на крупный аддон куда больше, чем на самостоятельную игру, но только в теории - запустив игру, вы ощутите разницу с предшественницей Battlefield 4. Как и полагается, встречают по одежке, потому первое, что бросается в глаза - картинка. Она потрясающе красива, приближается все больше к кино, чем к графике. Следующее, что невозможно не заметить - это разрушаемость, которая здесь достигла воистину эпичного размаха, вплоть до того, что разрушив дамбу, мы затопим местность водой.
Но поначалу было все не так гладко - то ли слишком спешили авторы, то ли просто не было времени заняться тщательным тестированием игры, но в первых версиях геймеры столкнулись с массой технических проблем. И без того сильно требовательный к системе продукт умудрялся лагать, несмотря на конфигурацию ПК, регулярно вылетать на рабочий стол, а если не вылеты, так не срабатывающие важные скрипты портили настроение регулярно. К чести DICE, они довольно оперативно выявили источник проблем - это клиент бета-версии "ссорился" с версией релизной.
А вот после того, как работа над ошибками была проведена, Battlefield 4 уверенно начала завоевывать симпатии игроков со всего мира. Начнем с рассказа об одиночной кампании - этот аспект принято считать приятным дополнением к мультиплееру в этой серии, но здесь, несмотря на не самую большую продолжительность, кампания вам запомнится надолго.
Где только не придется вести бои - и в роскошном пентхаусе небоскреба в Шанхае, и в открытом океане на катерах, и в объятом тропическим штормом Сингапуре... Усиливают впечатления всяческие эффекты и вообще натуральность всего происходящего, все выглядит крайне зрелищно и эффектно - можно сколько угодно любоваться, как тут падают вертолеты, как взрываются взрывоопасные вещества и техника, как разламываются авианосцы, а с них прямо в воду падают истребители... К слову, вода тоже выглядит просто шикарно - это лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать.
Сама экшеновая составляющая также традиционно на высоте. Тут просто приятно стрелять, проработанная баллистика и результаты нашей стрельбы просто завораживают. Какую единицу оружия вы бы ни взяли, будете отчетливо видеть разницу на фоне других образцов. Добавить сюда еще и сочные выстрелы, восторгу просто не будет предела. В третьей части была изумительная озвучка, но то, что нам показали в Battlefield 4 - это уже само воплощение слова "совершенство".
Кстати, непосредственно игровой процесс в плане стилистика не отошел от классики ни на йоту - все карты довольно линейные, пусть и достаточно обширные - разгуляться тут будет где. Задача - пройти из пункта А в пункт Б, истребив по пути всех, кто вам препятствует. Для этого есть разные варианты - можно набраться оружия и идти на штурм, а можно сесть на пустующий БТР и показать врагам кузькину мать. А можно разжиться снайперской винтовкой и избавиться от врагов тихо, отстреливая по одному. Никто не запрещает и взять многозарядный гранатомет, которым можно разбить все вражеские укрытия вместе с самими противниками.
Предусмотрена возможность командовать своим отрядом, отправляя его в атаку - пока они отвлекают на себя оппонентов в указанных целях, мы сможем обойти их с фланга и нанести решающий удар. Из-за такой огромной вариативности реиграбельность проекта находится на высочайшем уровне. Да еще и с учетом красоты здешних карт - вам обязательно захочется сюда вернуться и попробовать все пройти по-другому. Даже слабоватая сюжетная линия не портит впечатлений.
Разработчики предусмотрительно организовали всяческие рейтинги прохождения, благодаря чему появляется стимул показать всем, кто тут хозяин. Игрок может также заняться поиском жетонов, разбросанных по всем уровням и попробовать открыть бонусные единицы оружия, которые станут доступными для многопользовательского режима игры. Но, как уже было сказано выше, кампания в Battlefield 4, как и в предыдущих частях - это просто знакомство с игрой, с ее техническими возможностями и просто способ хорошо провести несколько часов.
А вот мультиплеер - это нечто, в данном режиме проект заиграет совсем другими красками, раскрываясь уже на все 100%. Радикальных нововведений от третьей части нет - игроков по-прежнему забрасывают на огромные карты, кишащие техникой, после чего уже вы боретесь с врагами любым угодным вам способом. Но зато есть изменения хоть и не радикальные, но существенные - та же разрушаемость чего только стоит! Да, она была и ранее, но тут все реализовано гораздо более классно, разрушенные объекты имею прямое влияние на сам игровой процесс.
А отдельные действия игроков и вовсе способны перекроить карту чуть ли не до неузнаваемости - достаточно разрушить какой-то ключевой ее объект, как пример - уже упомянутая выше дамба. Или огромный небоскреб в Шанхае. Уже выглядит впечатляюще, но разработчики не успокоились - практически каждую стену можно снести, вышек свалить, да что там стены и вышки - сравнять с землей можно целые небольшие поселения. Нас даже слегка подталкивают любоваться разрушаемостью, обильно засыпая уровни всяческой доступной взрывчаткой.
Порадовали в Battlefield 4 и сражения на воде - теперь они имеют полноценный характер, благодаря появлению штурмовых катеров, вооруженных крупнокалиберными пушками и ракетами, а также парочкой хороших пулеметов, доступных для управления пассажирам катера. А если все это еще и сдобрено мощным штормом - играется вообще на ура и просто смотрится не хуже. Подобной бойни в плане зрелищности и разнообразия ранее вообще нигде не было, за что в лишний раз стоит похвалить разработчиков. Дизайнеры карт тоже потрудились на славу - например, после разрушения ключевого объекта на карте все пути и подходы в корне меняются, что заставляет игроков пересматривать свою тактику. На которую, кроме всего прочего, сильно влияет и наличие техники здесь.
К слову, битвы с участием машин основательно изменились, появилось большое количество всяческих полезных вещей, которые можно будет открыть. Ударная мощь возросла, но у пехотинцев тоже свои козыри имеются - чего только самонаводящиеся ракеты стоят, от которых на том же танке уйти невозможно. Также разработчики сочли нужным ограничить объем боеприпасов для боевых машин, но он постепенно пополняется с течением времени. То же самое касается и физических повреждений, которые техника получает в сражениях - они ремонтируются сами по себе, но только со временем.
Потому быть этаким терминатором не выйдет - баланс продуман на "ура", игрок, получив серьезные повреждения, будет просто вынужден на время покинуть поле боя, заняв какое-то укрытие. На технике - аналогично, потому что боезапасы тоже нужно пополнить, без них в сражения не полезешь, будь у тебя даже самый крутой танк. В бою же в воздухе и вовсе придется иногда действовать по принципу "семь раз прицелься, один раз стрельни" так как в воздухе мы постоянно на виду и ждать, пока машина восстановится от повреждений или пока пополнится ее боезапас, просто нет возможности.
А вот командирский режим немного разочаровал, потому что в нем не хватает интенсивности действа. Практически все время игрок лишь созерцает карту, когда нужно и есть возможность - вызывает подкрепление, запускает крылатые ракеты, наводит цели при помощи беспилотных летательных аппаратов... В общем, довольно скучно, хотя обязательно найдутся и такие, кому такой режим придется по душе с его возможностью отдавать приказы атаковать и защищать, например.
Появились в Battlefield 4 и новые режимы. Их немного, но свою свежесть в игровой процесс они тоже привносят. Если первый режим "Обезвреживание" - классическое "найди и убей", то второй "истребление" - уже оригинальнее. Так, на карте имеется бомба, при помощи этой взрывчатки нужно взорвать определенные точки на базе противника, но суть в том, что бомба только одна, она нужна всем, потому вокруг нее как правило закручиваются нешуточные баталии, размах которых зачастую доходит до противостояния на тесном клочке карты команды на команду в их полном составе.
Разработчики не стали останавливаться на достигнутом и улучшили свое детище за счет появления обилия новых образцов оружия, задействовав среди прочего арсенала очень дальнобойные и крупнокалиберные снайперские винтовки, дробовики с автоматикой, гранатометы... Что интересно, так просто доступными они не станут, не получится потратить какие-то очки опыта, чтобы открыть - нужно сначала обнаружить, после - подобрать, ну и использовать, само собой. Весьма грамотное решение, ведь баланс геймплея при таком раскладе сохраняется, но у геймеров есть возможность знатно повоевать с оружием действительно высокого класса.
Кстати, еще об оружии - весь арсенал в Battlefield 4 разделен на типы, причем улучшается без какой-либо привязки к своему классу. Вот взяли вы что-то понравившееся и пошли в бой - прокачиваться будет именно выбранная единица оружия, а не весь класс, суть проста. В арсенале имеется, само собой, не только стрелковое оружие, но и такие полезные вещи как гранаты (много видов), всяческие ракетницы, да что там ракетницы - даже ножей авторы предусмотрели несколько видов, пусть они отличаются только визуально, но все равно.
За успехи на поле боя игрока вознаграждают всевозможными боевыми наборами, которые выдаются регулярно - в них могут быть как и уже упомянутые ножи, так и более полезные в хозяйстве вещи. Например, прицелы и глушители к стрелковому оружию. Есть и чисто декоративная штука - разноцветные камуфляжи как для формы бойцов, так и для оружия и даже техники, потому не удивляйтесь, если увидите, например, танк салатового цвета. Самые полезные бонусы в виде хорошего оружия выдаются за самые тяжелые и затяжные по времени задания, получаемые в разных областях. Авторы в плане социального аспекта вообще на славу потрудились.
Так, игроку будут регулярно сообщать, что тот или иной друг достигнул определенного успеха (читай - уровня), при этом можно и самому похвастать новыми открытыми девайсами. Также радует ведение статистики - геймеры со всего мира разделены на дивизионы, разбитые по принципу "страна", а то и вовсе "город". Потому, добившись определенного успеха, вы получите почетные звания, которые отлично мотивируют продолжать старательно играть. А сам геймплей Battlefield 4 мотивирует как раз еще больше.
Заключение
Battlefield 4 - потрясающая в целом игра, которую несколько портят технические проблемы на ранних версиях. Разработчики активно штампуют патчи и обновления, благодаря чему постепенно проект становится все более стабильным, а вместе со стабильностью к геймерам неизбежно приходит осознание всего масштаба работ, выполненного ребятами из DICE. Им удалось соорудить самый масштабный и впечатляющий экшен в этом году, планка качества в жанре поднята на новый уровень, который не то что обойти непросто - даже повторить удастся мало кому в ближайшие годы. Ведь сражения в Battlefield 4 получили совершенно эпичный размах, невиданный нигде ранее.
На фоне потрясающего геймплея, феноменальной картинки с завораживающими спецэффектами, чрезвычайно увлекательного мультиплеера, тотальной разрушаемости объектов, феерического звука и т.д. (достоинств действительно очень много) недостатки, выраженные слабым сюжетом одиночной кампании и техническими проблемами на старте продаж смотрятся несерьезно. Battlefield 4 можно уверенно считать одной из лучших игр этого года и, возможно, быть бы ей и вовсе лучшей, если бы не запредельный уровень, который продемонстрировали Rockstar со своей GTA V...