Обзор игры Batman: Arkham Origins
Возвращение тёмного рыцаря
Существуют вымышленные персонажи, внимание к которым всегда будет особенным, в чем бы ни появлялись упоминания о них - будь то комикс, фильм или же компьютерная игра. К таким героям, безусловно, относится легендарный Batman, который вернулся на наши компьютеры и консоли спустя два года после выхода предыдущей части. Вернулся наш крылатый герой вполне успешно. И это - несмотря на смену разработчика (теперь вместо Rocksteady проект верстала студия Warner Bros. Games Montreal), а также несмотря на отсутствие радикальных перемен в игровой механике и графике.
Старые подвиги в новом времени
Сюжет рассказывает о событиях, случившихся за пять лет до действия Batman: Arkham Asylum, то есть Arkham Origins является приквелом. Так, Бэтмен здесь в начале ещё не знает, кто такой Джокер, а всеми основными грязными делишками в городе заправляет Чёрная Маска. Именно здесь, в этой части, Джокер подомнет криминальный мир Arkham-а под себя, потеснив Чёрную Маску. А у нашего героя, благодаря появлению столь опасного врага, появятся серьезные проблемы - на него охотится восемь самых опасных в мире наемных убийц, с каждым из которых придется столкнуться лицом к лицу.
В общем, сюжет достаточно лихо закручен, он непременно порадует поклонников вселенной комиксов про Бэтмена. Тут хватает неожиданных событий и поворотов, зрелищных и хорошо поставленных сцен, Множество старых добрых узнаваемых и колоритных персонажей, от того же Джокера до Пингвина, от Убийцы Крока до Дезстроука... Скучать точно не придется. А уж тем более - с таким-то геймплеем, о котором далее поговорим подробно.
Игровой процесс Batman: Arkham Origins
Как уже было отмечено ранее, геймплей Batman: Arkham Origins ничем радикально от предшествующей части не отличается. К этому трудно относиться однозначно - с одной стороны, в Arkham City всё было великолепно, потому было важно ничего не сломать и не сделать хуже. С другой стороны - порой складывается ощущение, что мы это уже где-то видели, хочется чего-то нового, а его толком и нет. Полностью перекочевал с предыдущей части движок, вся игровая механика, да даже большая часть гаджетов главного героя - и та встречалась ранее.
Но у Arkham Origins есть свой особый шарм - здесь Брюс лишь только начинает вживаться в роль Бэтмена, это - первые годы его "карьеры" борца с преступностью. Потому ведет главный герой соответствующе - в его поведении не прослеживается привычной непоколебимости и спокойствия, он порой чересчур вспыльчив и довольно легко выходит из равновесия, хотя своему правилу "не убивай никого" следовать начал ещё тогда, на заре антикриминальной деятельности.
Впрочем, это не помешало нашему герою успеть крепко насолить множеству бандитов, которые теперь спят и видят крылатого борца с преступностью ликвидированным. Именно это и стало причиной съезда в Готэм элитных профессиональных убийц, которых прибыло аж восемь человек, каждый из которых крайне опасен и является прекрасным спецом в своём деле. Кто-то умеет потрясающе точно стрелять, кто-то мастерски владеет боевыми искусствами, кто-то отлично совладает со взрывчаткой, а кто-то может похвастать нечеловеческой физической силой и выносливостью.
Но и наш герой совсем не так прост - Бэтмен охотно раздаёт по "щам" целым полчищам противников, а если тех уж слишком много или слишком хорошо вооружены (вступать в ближний бой против шести-семи автоматчиков - смерти подобно) - начинает демонстрировать свою тактическую гибкость. Он прекрасно умеет действовать скрытно, то подкрадывается сзади к незадачливым оппонентам, то нависает над ними сверху с горгулий, то просто сбивает с ног в пикировании, в общем, парень хоть куда.
К и без того недюжинной физической силе и незаурядному арсеналу гаджетов со временем можно получить разные бонусы - после каждой драки и после каждого выполненного задания нам начисляют очки опыта. Определенное их количество позволяет прокачивать персонажа, либо усовершенствуя его технику боя, или укрепляя стойкость к повреждениям, или приобретая новые штучки-дрючки, которые будут очень полезны в сражениях.
Имеющиеся гаджеты тоже поддаются "тюнингу" - тот же бетаранг можно прокачать, чтобы наносил врагам больший ущерб, например. Также новые девайсы Бетмен не гнушается отнимать у побежденных элитных наемных убийц - так, к примеру, у Дэзстроука можно забрать Управляемый коготь, предварительно навешав по голове его бывшему хозяину и так далее. Победили крутого наёмника, получите награду. Которая, правда, зачастую именно игроку пользы не приносит - применяется только в строго отведенных местах, как тот же только что упомянутый Управляемый коготь. Получается лёгкое усложнение геймплея и улучшение его разнообразия, но в повседневных хлопотах подобранные у врагов вещи обычно бесполезны.
Вот что постоянно будет использоваться, так это кулаки главного героя - ими вымахивать придется часто, как и нижними конечностями, само собой. Город буквально кишит преступниками, многие из которых вооружены, а к нам еще и полиция не слишком дружелюбно относится, причем чем дальше, тем сильнее усугубляется сиутация - враги становятся всё злее и агрессивнее, вооружаются все крепче и используют броню, щиты и другие мешающие нам вещи всё чаще. И если просто перемещаться по городу можно, избегая контакта, то в миссиях деваться будет некуда - драться придется много и интенсивно.
Отсюда необходимость рассказать про боевую систему. Она не изменилась ни на йоту после предыдущей части, по-прежнему отличается прекрасной динамикой, но не самым впечатляющим разнообразием. Доступны две атакующие кнопки, удар (левая кнопка мыши) и контрудар (правая кнопка мыши). Да, попросту "закликать" до потери сознания можно будет разве что одного-двух незащищенных бронежилетом врагов, но и с остальными, увы, особо мудрить тоже не нужно. Всё, что от вас требуется - хорошая реакция, чтобы вовремя задавать направление атаки и успевать реагировать на вражеские выпады.
А что касается небольшого разнообразия в драках, то оно заключается в следующем - тех, кто в броне, нужно предварительно оглушить плащом (из чего же он сделан, интересно?). Кто прёт на вас, укрываясь за щитом - нужно атаковать сверху, предварительно подпрыгивая. А противники, вооруженные клинками, бутылочными "розами" и прочими острыми предметами, побеждаются или за счет опережения (бьем их, пока не бьют нас), либо за счет отступления назад/в сторону с нажатиями кнопки контратаки. Да, неплохо, но всё же хотелось бы большей вариативности.
Бои с "боссами", той самой восьмёркой элитных наёмных убийц, проходят примерно по той же схеме в плане однообразия. Первым лезть в атаку довольно опасно - обычно супостаты очень агрессивно огрызаются, отражая ваши удары и точно проводя свои. Потому безотказный способ победить - дождаться вражеской атаки (или спровоцировать её, бросив бетаранг), уйти от удара, после чего проводить свои комбинации по телу раскрывшегося оппонента. Все они очень разные и дерутся по-разному, но тактика ведения боя отличается лишь косметически - принцип везде один и тот же.
Вот за что стоит похвалить Batman: Arkham Origins, так это за то, что один и тот же клик по левой кнопке мыши в бою может иметь совершенно разный эффект, в зависимости от положения самого Бэтмена и его противников. Может ударить так, а может этак, порой забавно это наблюдать, анимация тоже неплохая, всё выглядит очень зрелищно и эффектно. Особенно - если множитель зашкалил за 5х, тогда наш герой вообще звереет и начинает тупо сносить всех подряд у себя на пути.
Множитель увеличивается в теории просто - за малый отрезок времени нужно провести ряд успешных ударов подряд, каждый следующий из них будет всё сильнее и быстрее предыдущего. При этом любое замешательство и простой приводит к обнулению множителя, как и пропущенные удары от врагов. Множитель имеет не только "косметическую" функцию, благодаря которой драки выглядят веселее и заканчиваются быстрее. Так, серьезных соперников одиночные удары вообще никак не задевают. Два подряд удара и соответственно 2х нанесут хоть какой-то урон, в то время как хоть сто одиночных - даже слегка не помнут кого-то из "крутой восьмёрки" наёмников. Это подстрекает игрока использовать затяжные комбинации, а не осторожно отмахиваться от вражеских атак.
С вооруженными автоматами противниками развлекаться уже куда интереснее - процесс чем-то напоминает первые четыре части Splinter Cell, в которых выйти в открытый бой против нескольких вооруженных врагов почти всегда равнялось самоубийству. Потому приходится использовать особенности местности и особые возможности протагониста. Если Сэм Фишер имел фору за счет способности видеть в темноте при помощи ПНВ и здорово лазил по карнизам, трубам и т.д., то у Бэтмена вариантов не меньше.
За счет крюка он молниеносно умеет взмывать вверх или в стороны, зачастую оставляя врагов в замешательстве. Карты, где бродят вооруженные враги, обычно имеют одну и ту же схему при разном визуальном оформлении - довольно просторные высокие холлы, где внизу есть всяческие вентиляционные туннели, а вверху - горгульи, на которых можно не только сидеть, выжидая удобный момент для атаки, но и подвешивать неосторожно подошедших в упор врагов ногами вверх. Подобная игра в кошки-мышки увлекает куда больше банальных драк с толпами врагов, тут нужно не тупо клацать две кнопки (при желании - больше, но реального эффекта от разнообразия обычно нет), а просчитывать каждый шаг, ведь толпа вооруженных автоматчиков быстро наказывает за просчеты и ошибки.
Но не боями едиными - и без мордобоя в Batman: Arkham Origins есть чем заняться. Например, в некоторых моментах мы займёмся расследованием преступлений, именно по-настоящему - будем искать улики, воссоздавать криминальные сцены, чтобы понять, как всё происходило, что даст возможность найти зацепку при поимке тех или иных преступников. Помимо очень достойной сюжетной кампании, состоящей из обязательных заданий, есть еще и дополнительные необязательные миссии, которые игрок может и не выполнять, но они довольно интересные, да и за них начисляют очки опыта, так что стимул у игрока есть.
На мосту можно потренировать свои навыки планирования полёта, по всему городу разбросаны ретрансляторы и компрометирующие материалы, собранные злобным хакером Энигмой, люди Пингвина вовсю торгуют оружием, выставив контейнеры прямо на городских улицах. Тот же Энигма заблокировал вышки связи по всему городу, установив глушилки - это не позволит при помощи Бэткрыла быстро перемещаться в любой район города, потому глушилки желательно отключать, что зачастую не так просто. Что-то подобное мы видели в Far Cry 3, но в Batman: Arkham Origins сама реализация чуток другая - вышек меньше, но вырубить глушилку обычно тяжелее.
К дополнительным заданиям можно отнести и предотвращения преступлений, которые в Готэме совершаются с ужасающей регулярностью. Такие задания очень примитивны - просто придите и нокаутируйте всю банду, но за это тоже начисляются драгоценные очки опыта. Правда, вмешиваться в каждое такое преступление быстро надоедает - они чуть ли не через каждые три минуты назревают, а банды бывают порой довольно большими, что отнимает лишнее время у игрока - подраться он и без этого здесь успеет.
Сам же Готэм, как всегда, прекрасен. Разнообразные кварталы, рождественские украшения, падающий снег, а главное - несравненная мрачная атмосфера, очень правдоподобно переданная по мотивам фильмов и комиксов. Город стал еще больше, он разделён на две крупные области, отделённые мостом друг от друга. Обе они разбиты на четыре района, в каждом из них можно высадиться за счет Бэткрыла, но вышки Энигмы всё портят, потому надо или разбираться с ними, или добираться всё время через городские кварталы за счет крюка, крыльев и просто ног.
Если смотреть в целом, то главное отличие Batman: Arkham Origins от всех предшественников - это появление многопользовательского режима. Разработкой занималась уже другая студия, Splash Damage, и они не очень хорошо со своей работой справились. Сама концепция у такого мультиплеера прекрасна, но реализация хромает на обе ноги. А всё из-за многочисленных технических трудностей - то найти себе коллег-геймеров не удаётся, то уже найденных игроков почему-то выбрасывает с сервера, то ещё какие-то неприятности.
А как бы могло быть здорово, если бы создатели допилили своё детище до конца! Как бы могла шикарно выглядеть заруба между командой Бэтмена и Робина, противостоящей бандам Джокера, Бэйна? У них есть свои достоинства и недостатки, всё хорошо сбалансировано, даже те же гаджеты - и те отличаются. Но технические проблемы рушат потрясающие идеи на корню. Да и с разнообразием скудно - аж целый один режим игры, всего четыре доступные карты... Хотя, возможно, это дело ещё поправят патчами, а пока проблем во многопользовательском режиме много, в отличие от вполне себе стабильной одиночной кампании.
Заключение
Batman: Arkham Origins - достойная игра про достойного персонажа. Она не лишена недостатков, ей не хватает нововведений на фоне прошлых частей, не хватает разнообразия в боевой системе, не хватает более запоминающихся декораций в сюжетной кампании, не хватает комфортного управления, заточенного под ПК, а не консоли (особенно это ярко выражено при управлении картой, где мышь остаётся не у дел). Но главная задача любой игры - развлекать игроков. И проект с этой задачей блестяще справляется. Он красиво выглядит, он динамичен, он радует любимыми с детства персонажами, своей потрясающей атмосферой, качественной оптимизацией - плюсов гораздо больше, чем минусов, и все они имеют большее значение. Потому Batman: Arkham Origins можно смело рекомендовать ценителям - вряд ли останетесь разочарованными.