Обзор игры Aliens vs. Predator
Вступление
Идея стравить в одном проекте друг на друга двух великих (без преувеличения) персонажей родилась давно. Фильмы что о чужих, что о хищниках давно уже стали классикой, обязательной для ознакомления всем, кто более-менее ценит жанр. И вот студии FOX Interactive и Rebellion Developments, объединив усилия, выдали одну из лучших игр-экшенов на тот момент - Aliens vs Predator (Чужие против хищников). За основу проекта была взята классика американской литературы, представленная комиксами, ну и без кинематографической классики тоже не обошлось, само собой.
Особенности игры Чужие против Хищников
Результат усилий разработчиков превзошел все самые смелые ожидания игроков и критиков. Мало того, что проект оказался чрезвычайно высокого качества исполнения, так еще и предложил фактически три разных игры с совершенно разным геймплеем. За кого играть - за Чужого, Хищника или Морского пехотинца - решает только сам игрок. Что бы он ни выбрал, увиденное в той или иной кампании никак не повторится в любой из двух других.
Если Чужой традиционно смертельно опасен из-за своих острых как лезвия зубов, когтей и хвоста, то Хищник всегда предельно спокоен, не суетится, методично расправляется с жертвами за счет технологического превосходства. Так, у клыкастого пришельца есть возможность становиться невидимым для людей, у него - лучшее оружие, отдельные образцы которого и вовсе сами наводятся на цель. Самый слабый и уязвимый - безусловно человек, представленный морпехом. Здесь история подается в совсем других красках - кругом темнота, в которой человеческий глаз ничего не видит, враги крайне опасные, а боеприпасов не так много. Выручает лишь связка автоматов да огнеметов, но и они - отнюдь не гарант выживания в таких условиях.
Выбор персонажа имеет прямое влияние не только на игровой процесс, но и на сюжет, миссии и даже ту самую атмосферу культовых фильмов. Сюжет в целом примитивный, но так ли он здесь важен? Единственная его функция - придать смысл трем разным сторонам конфликта этот самый конфликт продолжать. Как известно, чужие охотно кушают сытных и питательных людишек, не брезгуют и хищниками, если смогут одолеть - для них враги - лишь мясо. Продукты питания. У хищников же своя мотивация - трофейные черепа, много черепов! Чем их больше - тем лучше, тем больше почет среди своих. А вот люди... Люди просто борются за выживание. Выхода у них другого нет.
Как же все эти ребята тут сошлись? Однажды на задворках Вселенной была организована человеческая научная база, получившая название Пандора. На ней влиятельная военно-промышленная организация стремится разработать эффективнейшее оружие, скрещивая чужих и проводя над ними генетические эксперименты. Которые, как и полагается в таких случаях, добром не закончились. Был создан огромный ксеноморф, но вся беда не сколько от него, а сколько из-за его влияния на ситуацию - произошла утечка подопытных из клеток, а потому вся база превратилась в забавный цирк.
Цирк, в котором чужие интенсивно зачищают местность от всех особей, не относящихся к их виду, а еще стремятся вернуть в улей яйца с личинками, которые нагло украли люди. Чтобы уж совсем мало не показалось, над планетой пролетал корабль Хищника, который внезапно потерпел крушение. Его пилот тоже был помещен в камеру, но благодаря кипишу, устроенному чужими, клыкастый здоровяк мало того что сбежал, так еще и как-то позвал своих ребят в гости. А те рады стараться - развлекуха же, зовут - чего бы не приехать?
Что касается морпехов, то тут лишь уже указанная выше борьба за выживание. Сами построили эти исследовательские комплексы и лаборатории - самим и расхлебывать. А уж если повезет - собрать кассеты с ценными данными, да и уничтожить проклятую Пандору тоже явно было бы не лишним, после чего уже самим эвакуироваться.
В общем, задачи у всех сторон конфликта совершенно разные, зато методы - одни и те же. Они заключаются в ликвидации всех, кто не относится к своей расе. Кроме целей, очень разнятся методы борьбы за счет совершенно разного вооружения. Теперь разберем особенности кампаний за каждый вид подробнее.
Чужие сразу же поражают своей скоростью передвижения и способностью лазить по стенам. Они молниеносно преодолевают мрачные коридоры космических баз, уничтожая на своем пути все, что увидят (кроме своих, разумеется). Это - просто-таки прирожденные машины смерти, у них есть все, чтобы быть первоклассными убийцами. Острые, как лезвие бритвы зубы, крепкие когти, огромный тяжелый хвост с острым наконечником, отличное зрение, позволяющее прекрасно ориентироваться в темном пространстве.
Для полного счастья у них есть еще и отличная защитная функция в организме - их кровь насколько кислотная, что разъедает что угодно в мгновение ока. Также огромным преимуществом является то, что чужие без труда могут носиться по потолку и стенам с такой же скоростью, как и по земле. Физические достоинства этим не заканчиваются - чужие не боятся падений с большой высоты еще, например.
А еще больший угол обзора за счет бокового расположения глаз. А еще способность видеть ауры живых существ, за счет чего у тех нет никаких шансов слиться с окружающей средой и спрятаться... В общем, огромная масса преимуществ над врагами. Правда, стойкость к ущербу от оружия невысокая, но в такую шуструю тварь еще попробуй попади ведь... Даже совершенное самонаводящееся оружие хищников зачастую не успевает за маневрами чужих.
Пополняют запас здоровья милые пришельцы просто - кромсая на мясо своих жертв. Самая вкусная часть тела - голова, она дает максимальный эффект "аптечки". Подводя итоги кампании за чужого, хотелось бы отметить особую ее атмосферу - она полна животной ярости, сумасшедшей динамики, есть элементы стелса и многое другое. От бешеных забегов по узким туннелям до предсмертных криков жертв и целого моря их крови. Все в лучших традициях фильмов Скотта и Кэмерона.
А вот играя за хищника уже увидим действие под совершенно другим углом. Раса неспроста получила такое название - это идеальные охотники, способные не только незаметно подбираться к жертве и эффектно с ею расправляться, но и не теряются в ожесточенном ближнем бою за счет колоссальных габаритов и физической мощи. И если последние два фактора обеспечивают физическое превосходство перед любым соперником в схватке один на один, то для обеспечения скрытности имеется этакая энергетическая "накидка", делающая ее носителя почти невидимым.
Вы помните по фильмам - лишь незначительные электрические разряды выдают хищника, и то - если не шевелится, заметить почти невозможно. Правда, только в случае с людьми - чужие все равно за счет видения ауры легко идентифицируют врага. Эта невидимость, как и многие виды оружия хищников, расходует их запас энергии. Который можно пополнять сколько угодно раз, но при этом терять время, которого отнюдь не всегда много. Так, под напором атакующих врагов будет не до этого, а оружие может перестать стрелять, потеряется невидимость... Останется только вступить в ближний бой или убегать прочь. Здоровье, кстати, тоже пополняется при помощи этого же запаса энергии, так что это очень ценный ресурс, несмотря на его доступность.
Из фильма в игру перекочевала еще одна отличная особенность - возможность хищников самоликвидироваться, если уже очевидно, что выжить не удастся. Таким образом, смертельно раненный хищник легко может прихватить с собой в иной мир всех, кто не успеет в короткий срок найти годное убежище. Правда, здесь возможностью самоликвидации могут похвастать только хищники, управляемые компьютером - у игрока есть кампания, которую надо проходить живым, так что нет никакого смысла в такой идее.
Тотальное техническое превосходство хищников на этом не заканчивается - у них самое эффективное оружие, начиная от лезвий, закрепленных на запястьях, заканчивая плазмометом и метательным диском. Также закрепляется это самое техническое превосходство наличием маски - это больше, чем просто защита для лица, маска дает возможность видеть мир в трех режимах - инфракрасном (люди очень хорошо просматриваются), электромагнитном (этот быстро выдает чужих) и ультрафиолетовом (позволяет найти оружие и видеть других хищников, даже если они в режиме скрытности).
Стоит ли говорить, что все перечисленные девайсы превращают хищника в крайне опасного оппонента для кого угодно? Играя за этого персонажа, игрок быстро проникается азартом охотника, выслеживая жертвы и мастерски расправляясь с ними, используя колоссальный потенциал героя, скрытого за маской.
Осталось рассказать о бедных морпехах. Почему бедных? Да просто почитайте выше о возможностях чужих и хищников, все сразу становится ясно. У людей даже близко нет таких преимуществ, потому они убивают врагов не потому что инстинктивно ищут пищу и не потому что им хочется поохотиться. Это - настоящая борьба за выживание. И игровая атмосфера соответствующая - узкие туннели, в которых некуда отступать и негде скрыться, кругом темнота, из которой то и дело раздаются шорохи, заставляющие замирать и вслушиваться, чтобы не стать очередной жертвой инопланетных рас...
У морских пехотинцев лишь один козырь - богатый арсенал оружия, который они умудряются таскать с собой одновременно. Причем отдельные образцы отличаются тем, что чертовски эффективны, например, огнемет. Или же M-56 SMART Gun - пушка, которая сама наводится на цель, существенно облегчая жизнь стрелку. Есть еще очень скорострельный миниган, превращающий тела врагов в решето. Дополняют картину ракетницы и гранатометы.
Потому, как вы уже поняли, главная проблема - своевременно заметить врага и успеть навести на него прицел (если только у вас не указанный выше самонаводящийся смарт ган). Мощность оружия дает возможность довольно быстро ликвидировать супостатов, вот только далеко не всегда можно так просто заметить цель. Так, фонарика у нас собой нет, а темнота почти везде. Выручают небольшие факелы, которые можно швырять в потенциально самые опасные места.
А вот датчик движения - штука куда более полезная. Иногда, конечно, только зря трепает нервы (если, например, что-то на ветру колышется - он уже пищит), но куда чаще по-настоящему выручает. Так вы хоть знаете, что на вас идет враг, а на датчике белая точка указывает направление, с которого он наступает. К сожалению, радиус действия девайся совсем не такой большой, как хотелось бы, но это тоже вносит свою лепту в игровую атмосферу - так ждешь появления противников с куда большим напряжением.
Графика в Aliens vs Predator просто великолепная, если учитывать преклонный возраст игры. Все строится на основе собственноручно разработанного движка Rebellion, который хорошо справляется с большим количеством полигонов. Отдельной похвалы заслуживает и анимация. Как и дизайн уровней - авторы сделали все, чтобы их детище было выдержано в стилистике вселенной чужих и хищников. Все это обеспечивает потрясающую атмосферу, погружающую игрока в Aliens vs Predator с головой.
Атмосферу дополняет качественный звук - это касается как озвучки персонажей, так и саундтрека и звуков окружающей среды.
Есть у игры и недостатки, увы. Искусственный интеллект далек от идеала, причем несколько туповато ведут себя все три расы. Возможность сохраняться во время геймплея не предусмотрена, погибнув, игрок вынужден будет вернуться на начало уровня и повторять свой путь. Пройденные же уровни записываются автоматически, что дает возможность затем вернуться к ним в любой момент уже после прохождения Aliens vs Predator.
Заключение
Несмотря на некоторые недостатки, Aliens vs Predator - одна из лучших игр своего времени, поражающая своей невероятной атмосферой, разнообразием игрового процесса и красивой (по меркам того времени) картинкой. Проект неспроста давно уже стал классикой - если вы по каким-либо причинам еще с ним не ознакомились с ним, я бы настоятельно рекомендовал вам это сделать.