В Half-Life имеется весьма солидный набор монстров - пришельцев из параллельного мира Зен. Они все очень разные, при встрече с ними обязательно нужен индивидуальный подход, чтобы сохранить здоровье Фримена в целости и сохранности.
Например, хэдкрабы прыгают и кусаются, их нельзя подпускать к себе близко и нужно устранять на расстоянии. Зомбированные хэдкрабами люди (когда прыжки этих существ достигают успеха) также безопасны на дистанции, но вблизи неплохо машут дегенерировавшими длиннющими руками.
Вортигонты больно бьются током на любой дистанции - лучше двигайтесь при встрече с ними. Хаундаи же опасны только вблизи, выдавая мощную ударную волну. Барнаклы свешивают из потолка длинные "языки", которые хватают жертву - не попадайтесь, а попавшись - срочно расстреливайте подтягивающего вас к себе барнакла, пока он не вонзил в бедолагу Гордона свои клыки.
Буллсквиды - похожие на крупных рептилий существа, плюющиеся кислотой - лучше не стоять на месте. Тентакли - огромные создания, растущие прямо из земли, смертельно опасны на близкой дистанции и неуязвимы к обычному оружию, даже для гранатометов. Можно лишь запугать их гранатами или тем же гранатометом - и то на время.
Гаргантюа - крупные создания, вооруженные самонаводящимся оружием, снарки - мелкие существа, предпочитающие толпой атаковать все, что шевелится, ихтиозавры - хищные водные животные, не дающие спокойной жизни под гладью воды. Пиявки - обычные пиявки, но больших размеров, берут количеством. Пехотинцы пришельцев тоже неприятные враги, как и летающие контроллеры.
Особняком стоят еще два уникальных монстра - Гонарч и Нихилант. Первый - огромная паукоподобная тварь, порождающая огромное количество личинок, атакующих толпой игрока, второй - финальный босс Half-Life и главный монстр, после убийства которого игра успешно закончится.